Аахен, Ханс фон


Ханс фон Аахен, также Иоганн Акен, или Ян фон Аахен (нем. Hans von Aachen, Johann von Aachen, Jan van Achen, Aken[6]; 1552, Кёльн — 4 марта 1615, Прага) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр. Представитель североевропейского маньеризма. Создавал в основном аллегорические, мифологические и религиозные композиции. «Рудольфинец», с 1592 года работал в Праге при дворе императора Рудольфа II[7].

Ханс фон Аахен, также известный как Иоганн фон Ахен, или Акен (по месту рождения отца), был выходцем из Рейнской области, мастером с репутацией успешного «путешествующего придворного художника». Обучался живописи в Кёльне, в мастерской ныне малоизвестного фламандского художника Георга Джерриха, выходца из Антверпена[8]. В возрасте двадцати двух лет, около 1574 года, по всей вероятности, став членом гильдии живописцев Кёльна, он отправился в Италию. Вначале его привлекла Венеция, где он нашел работу у уроженца Антверпена, художника и торговца картинами Гаспара Рема, а также поддержку в местном сообществе североевропейских живописцев.

Путешествуя по Италии, Аахен побывал во Флоренции и Риме. Наибольшее влияние на становление творчества Аахена и формирование его маньеристического стиля оказали произведения Тинторетто и Караваджо. Кроме этих мастеров, Ханс фон Аахен на протяжении всей жизни в своём творчестве испытывал влияние таких художников, как Бартоломеус Спрангер (15461611) и Хендрик Гольциус (15581617), доминировавших на художественной сцене Германии той эпохи. В течение 1580-х годов он стал известным мастером, получавшим важные заказы. В 1585 году он работал во Флоренции при дворе великого герцога Тосканы Франческо I Медичи.

В 1587—1596 годах Xанс фон Аахен приобрёл признание как мастер тонкого психологического портрета, исторической и религиозной живописи. Около 1588 года Аахен он вернулся в Германию. Там он работал для аристократических семейств Кёльна, герцогского двора и знатной семьи Фуггер в Аугсбурге. В Риме и Флоренции он написал несколько картин, которые были приняты с большим успехом, и по возвращении в Германию он был призван к баварскому двору в Мюнхене. Художник написал несколько картин для герцога Баварии Вильгельма V. Он также создавал алтари для мюнхенского ордена иезуитов. Хотя Аахен ранее уже работал над религиозными картинами в Италии, но именно в Мюнхене, под влиянием строгой католической ориентации герцогского двора, он разработал иконографию, находившуюся под сильным влиянием идей Контрреформации[9].