Академия Ханьлинь


Академия Ханьли́нь (кит. упр. 翰林院, пиньинь Hànlín Yuàn, буквально: «Лес кистей») (738—1911) — учреждение в императорском Китае, выполнявшее функции императорской канцелярии (её члены часто были советниками императора), комитета по цензуре и литературе, идеологического комитета, высшей школы управления, библиотеки и др. Среди важнейших задач академиков была официальная интерпретация конфуцианских классических сочинений, на основе которой оценивались экзаменационные сочинения соискателей высоких государственных должностей.

Академия стала мощным очагом развития науки и культуры. Она объединила многочисленные департаменты (юани), каждый из которых охватывал какой-либо цикл наук или область культуры, собрала вокруг себя высокоодаренных ученых, литераторов, мастеров изобразительного искусства. Генеральная академия, служившая воле императора и двора, была своеобразным орудием политической власти, и своеобразным инструментом по подготовке научных кадров и координационным центром исследовательской работы. В Генеральной академии занимались вопросами политики, экономики, медицины, астрономии, юриспруденции, преподавали языки, литературу, каллиграфию, живопись, графику, музыку. В 738 году уже был создан ряд департаментов, в которых служили чиновники, объединенные одинаковыми профессиональными интересами.

Однако в работе этих департаментов не было взаимосвязи, так же как не было организационных и деловых связей и контактов между чиновниками различных рангов одного и того же департамента. В «Истории династии Тан» (Таншу) отмечается, что «учителя словесности, лица, занимающиеся искусством, проповедники буддизма и даосизма – все в чине дайчжао – объединились в группы, которые представляли собой отдельные департаменты…. учителя словесности как высшего, так и низшего ранга, и занимающиеся искусством, составляли определенные школы, и все были обособлены друг от друга». Работа департаментов зависела от руководства Генеральной академии, которая в свою очередь полностью подчинялась императору и двору. Однако в течение первого десятилетия после создания Академии, её организация была строго продумана. В это время была создана система должностей, состоявшая из четырех ступеней (рангов): Гунфын – «состоящий в свите Академии», «представляющий»; Дайчжао – «ожидающий императорских указаний», Чжихоу – «почтительно ожидающий»; Исюэ – «учительствующий». Все департаменты Академии имели в целом одинаковую должностную структуру. По указанию императора на должности назначались лица, либо ранее числившиеся на службе в Генеральной академии, но в другом чине, либо совсем не состоявшие в ней. В династийных историях Тан указывается, что лица различных специальностей могли иметь один и тот же чин, например, дайчжао могли быть и учителя словесности, и художники, и проповедники буддийской морали, и каллиграфы.