Харадж


Хара́дж (араб. خراج‎) — государственный налог в странах ислама, который взимается с иноверцев (кафиров) за пользование землей и другой собственностью согласно мусульманскому преданию. Во время монгольского завоевания Ирана в качестве синонима понятия харадж в законодательстве появилось понятие мал (перс. مال‎), малият-и арзи (ماليات ارضى), XV—XVII веках в Средней Азии и Иране — мал-у джихат (مال جهت).

Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Таким образом, немусульмане платили как джизью (плата предоставление защиты и неприкосновенности со стороны исламского государства), так и харадж. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж[1]. В ранней истории ислама, когда дело касалось даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями Арабского халифата, харадж употреблялся как синоним джизъи. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата, вероятно, восходит к византийским нормам[2].

Исламские правоведы были единогласны в том, что немусульмане должны выплачивать со своих земель харадж, а мусульмане — ушр[1]. Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьёзным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями[2].

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при Омейядском халифе Муавии, в Египте — в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгами (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юсуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями[2].

По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду[1].