Характер


Хара́ктер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни[1].

Изучением характеров занимается наука характерология. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией.

Выражается подобное отношение через черты характера, которые систематически обнаруживаются в его деятельности, поведении (трудолюбие-леность, самоуверенность-самокритичность, вежливость-грубость, ответственность-недобросовестность, убежденность-беспринципность)[4]; вторая группа черт относится к познавательной, эмоциональной и волевой сферам (сообразительность, впечатлительность, решительность). Таким образом, характер есть система привычных способов поведения в определённых условиях[5][6].

Характер в строго психофизиологическом смысле — "это система условнорефлекторных связей с действительностью, основой для которых служат безусловнорефлекторные связи (темперамент)" (Мясищев В. Н., 1960).[7]

Темперамент и характер имеют общую физиологическую основу (тип высшей нервной деятельности), формирование характера зависит от свойств темперамента (они могут способствовать или противодействовать) и социальных взаимоотношений[8][9]. Вследствие взаимодействия физиологического и социального — образуется сплав черт типа темперамента и изменений под воздействием среды, такой сплав называется фенотипом, характером[10][11][12].

Взаимовлияние темперамента и характера: например, влияние темперамента на динамические проявления характера могут отражаться на разном проявлении общительности у сангвиников и флегматиков; в свою очередь характер также может влиять на темперамент путём его сдерживания; исходя из типа темперамента выбирается индивидуальный стиль воспитания нужных свойств характера.