Хариджиты


Хариджи́ты (араб. الخوارج‎, от خَارِجِيّ‎ — «еретик», «раскольник», «сепаратист»[1]; самоназвание — аш-Шурат (араб. الشراة‎ — меняющиеся‎) — исламское религиозно-политическое течение, возникшее в ходе Первой фитны (656—661). Первоначально наименование «хариджиты» взяли бывшие сторонники праведного халифа Али, которые в 657 году восстали из-за недовольства его решением провести третейский суд после безрезультатной Сиффинской битвы против основного претендента на халифат Муавии. Согласно хариджитам, судить смертных позволено лишь Богу. Это утверждение в дальнейшем стало их боевым девизом. Али разгромил мятежников в битве при Нахраване год спустя, но течение продолжило своё существование, и в 661 году Али убил Абдуррахман ибн Мулджам, которого принято считать одним из последователей движения.

Термин «аль-хава́ридж» использовался как экзоним для обозначения группы людей, которые покинули армию четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба во время первой мусульманской гражданской войны. Арабское слово «الخوارج» означает «вышедшие, возмутившиеся, мятежники»[2] и происходит от слова «араб. خرج‎ — выходить‎». Во множественном числе этот термин звучит как «аль-хавариджи», однако в литературе укрепилось название «хариджиты»[3]. Самоназванием же группировки было слово «аш-Шурат», «الشراة», то есть «меняющиеся». Они понимали это слово в контексте исламского священного писания и традиционной исламской философии: «те, кто променял земную жизнь на жизнь с Богом»[4].

До нашего времени практически не дошло источников, повествующих о хариджитах, которые были бы написаны ими самими. В связи с этим подавляющая часть информации о данном движении известна из источников отделившихся от них ибадитов или являвшихся их противниками других мусульман[5], в основном из последних, написанных в более поздние периоды. История хариджитского движения в них подверглась изменениям и искажениям во времени[6]. Источников времён праведного халифата в принципе до нас дошло крайне мало, поскольку тогда значительная часть исторических знаний передавалась устно, в связи с чем неизвестно, существовали ли другие источники вообще[7]:6—7. Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов, писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата[8].