Харизматический культ


Харизмати́ческий культ, или харизматическая группа — одна из разновидностей новых религиозных движений (НРД)[1] или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.

Харизматический культ[2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12] создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера), признающей себя саму и признаваемой другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Наиболее распространённое определение[2][3][4][6][7][8][9][10][11] признаков харизматического культа:

Понятие харизматический культ применяется некоторыми исследователями[13][7][8][9] для описания харизматов, а некоторые харизматические организации используют данное понятие в своём наименовании[14].

Психолог Стивен Хассан разработал многоуровневый маркетинг (MLM, или MLM), представленный компаниями Amway и Tupperware. Считается культом. Они утверждают, что могут получать большую прибыль за короткий период времени, но часто требуют быстрых инвестиций, и большинство участников теряют свои активы. MLM вербует участников, используя тактику, используемую для вербовки культов. Тактика «бомбардировки любовью» состоит в том, чтобы попытаться привлечь людей, осыпая их любовью, например, к женщине, у которой нет опыта ведения бизнеса: «Вы рождены для ведения бизнеса».[15]

NXIVM (произносится как «Nexium») — многоуровневая маркетинговая компания, которая превратилась в культовую организацию. Основанная Китом Раньером в 1998 году со штаб-квартирой в Олбани, штат Нью-Йорк, Nxivm представляла собой программу личного и профессионального развития. Тем не менее его обвиняют как в финансовой пирамиде, так и в культе, который подвергал своих членов эмоциональному и сексуальному насилию.[16]