Харьково-Николаевская железная дорога


Харьково-Николаевская железная дорога — железная дорога в Российской империи, построенная на средства частного капитала в 1868—1871 годах. С 1881 года казённая. Общее протяжение (на 1900 год) — 1196 вёрст. С января 1907 года в составе Южных железных дорог.

В 1868 году выдана концессия гофмейстеру А. А Абазе и барону К. К. Унгерн-Штернбергу на сооружение Харьково-Кременчугской железной дороги. Капитал общества был исчислен в 14 300 000 руб. метал., из которых лишь ¼ — негарантированные акции, остальные ¾ — гарантированные правительством облигации. Повёрстная стоимость — 56 378 руб. с версты. Движение открыто 15 июня 1871 года[1].

Уставом 1871 года Общество Харьково-Кременчугской железной дороги переименовано в Общество Χарьково-Николаевской железной дороги, с предоставлением права построить Николаевский участок[2].

Роменский участок и подъездные пути сооружены непосредственным распоряжением казны, после выкупа Харьково-Николаевской железной дороги в 1881 году.

Территориально, до объединения, станция была разделена между двумя дорогами. Территория Харьково-Николаевской ж.д. располагалась ближе к Холодной горе. Когда станцию «Харьков-Балашовский» соединили с со станцией «Харьков-Пассажирский» (по многочисленным просьбам жителей Харькова), вокзальные тупики Николаевской и Балашовской линий (ныне «Люботинские тупики») были дополнены тупиковыми путями пункта экипировки пассажирских поездов, выходящими в район нынешнего «Водотреста» (с 2000-х годов - КП "Вода").

Первое оборотное паровозное депо было построено на этой станции (сохранились остатки паровозного здания). Примерно в 1903 году станция была соединена однопутной линией со станцией Харьков-Балашовский (Юго-Восточной ж.д.), по инициативе ХПЗ. Заводская обкатка паровозов постройки ХПЗ производилась на участке: Харьков-Балашовский — Новая Бавария — Люботин. Название «Новая Бавария» связано с пивным заводом, построенным вблизи станции, первым хозяином которого являлся германский предприниматель Гольдберг. Исторической достопримечательностью станции являлась водонапорная башня, ныне разрушенная.