Харьковская психологическая школа


Ха́рьковская психологи́ческая шко́ла — группа психологов и система неформальных личных связей между специалистами в целом ряде психологических и смежных с ними дисциплин (напр., психиатрия, социальная гигиена, психогигиена, рефлексология, психотехника и прикладная психофизиология, педагогика, педология и т. п.), которые начиная с 1920-х гг. работали в научных учреждениях Харькова. Одну из подгрупп исследователей, работавших в Харькове, составляли московские участники круга Выготского, на сравнительно непродолжительное время переехавшие из Москвы в Харьков и их местные сотрудники, налаживавшие собственно психологическую работу в столице Советской Украины. Зачастую под «Харьковской психологической школой» понимают именно эту подгруппу исследователей[1][2][3]. Иногда это выражение используется для обозначения участников так называемого «Круга Выготского» и их сотрудников не только в самом Харькове, но даже и за его пределами, напр., в Москве и Ленинграде[4][5], что с точки зрения современной историографии представляется несколько неправомерным[6], а более широкий коллектив сотрудников и последователей Выготского предлагается обозначать как «Круг Выготского»[7][8] или, точнее, "Круг Выготского-Лурии"[9]. Также, в некоторых источниках деятельность группы психотерапевтов в Харькове выделяется в самостоятельную так называемую «Харьковскую психотерапевтическую школу»[10][11]. Тем не менее, в последних работах подчёркивается взаимосвязанность и внутреннее единство всех этих разнообразных психотехнических, психотерапевтических и психологических исследований и практик, которые закономерно рассматриваются как единый культурно-исторический исследовательски-прикладной проект[12].

Развитие психологических исследований в Харькове началось задолго до основания там психологической школы и проходило по таким основным направлениям и под эгидой таких прикладных научных направлений как рефлексология, педология, психоанализ, психогигиена и психотерапия, дефектология, психотехника, и собственно психология[13].