Харьковский коллегиум


Харьковский коллегиум (от лат. collegium — «товарищество, содружество»; изначально — Белгородская славяно-греко-латинская школа) — православное среднее учебное заведение, действовавшее с 1721 по 1726 год в Белгороде и с 1726 по 1817 год в Харькове.

Харьковский коллегиум, будучи одним из первых после Киево-Могилянского коллегиума и Черниговского коллегиума образцовым духовно-светским училищем на юге России, принадлежал к числу выдающихся учебных заведений XVIII столетия[1], из стен которого вышло множество деятелей не только на духовном, но и на светском поприще.

До открытия в Харькове университета (1805) Коллегиум играл весьма важную роль просветительного центра для обширного района южных земель России. Благодаря ему и сам Харьков стал приобретать центральное значение среди остальных полковых городов Белгородской черты и Слободской Украины.[2]

Основан в 1721 году в Белгороде, где находился ахиерейский дом епископа Белгородского и Обоянского Епифания (Тихорского). За основу была взята Киево-Могилянская академия, созданная по образцу западных коллегиумов — закрытых средних, реже высших учебных заведений в XVIXVIII, открывавшихся главным образом иезуитами.

В 1726 году по инициативе М. М. Голицына коллегиум был переведён в Харьков, где разместился в центре города, в доме купленном у полковника Лаврентия Шидловского. В 1731 году императрицей Анной Иоанновной он был утверждён как славяно-греко-латинская школа.

Становлению Харьковского коллегиума способствовала широкая благотворительная поддержка различных слоёв населения Слободской Украины, благодаря которой сложились его значительные земельные и хозяйственные владения: в Харькове ему принадлежало более 30 дворовых мест с разными постройками, в том числе постоялыми дворами, питейными дворами и пивоварнями; библиотека коллегиума получила, перевезённое из Нежинского Благовещенского монастыря, книжное собрание Стефана Яворского. В коллегиум принимали детей всех социальных состояний — казачества, духовенства, горожан. Наличие большого хозяйства давало возможность обучать и удерживать значительное количество учащихся (в середине XVIII века — 400, в начале XIX века — более 800).