Харьковский троллейбус


Харьковский троллейбус (укр. Харківський тролейбус) — троллейбусная сеть Харькова. Регулярное движение открыто 5 мая 1939 г. По состоянию на ноябрь 2023 года существует 30 маршрутов. Самый длинный маршрут — 59 (оборотный рейс: 44.16 км), самый короткий — 1 (оборотный рейс: 6.64 км).

Как правило, троллейбусное движение осуществляется с 05:30 часов утра до 23:00, за единичными исключениями, связанными с маршрутами, которые подвязаны под перевозку от станций метро к крупнейшим спальным районам, а также связанные с праздниками (мероприятиями) (Маршрут 1 — до 00:10, маршрут 34 — до 23:20, маршрут 46 — до 00:02). На маршрутах регулярно работают около 200 единиц линейного подвижного состава. Также троллейбусный парк Харькова имеет 2 единицы служебного подвижного состава[2]. На момент ноября 2023 года проезд в городском электротранспорте - бесплатный.

Первые троллейбусы (10 ЯТБ-4) пришли в Харьков в марте 1939 г. 1 мая 1939 г. в торжественной обстановке была открыта первая линия харьковского троллейбуса. Длина первой линии составила 6,6 км. Она прошла по такому маршруту: Дом Красной Армии (Университетская горка) — ул. Университетская — Спартаковский переулок — площадь Тевелева (Конституции) — ул. Карла Либкнехта (ул. Сумская) — ЦПКиО им. Горького (обратно так же). 5 мая 1939 г. харьковский троллейбус начал работать в обычном режиме. К октябрю 1939 г. были построены односторонние троллейбусные линии по спуску Халтурина и по площадям Тевелева (Конституции), Розы Люксембург (Павловская) и Пролетарской от Спартаковского переулка до спуска Халтурина, а также двухсторонняя линия по Купеческому мосту, площади Карла Маркса, улице Карла Маркса и улице Красноармейской до Привокзальной площади, в связи с чем 7 ноября 1939 г. был открыт троллейбусный маршрут № 2 Горпарк — Южный вокзал. В октябре 1941 г. троллейбусное движение в Харькове прекращено в связи с оккупацией города немецкими войсками.

7 мая 1944 года, через восемь месяцев после освобождения города от нацистов, было восстановлено троллейбусное движение по восстановленным линиям.

В послевоенное время проезд в троллейбусе стоил 25 копеек (маршруты «Вокзал — Центр», «Центр — Горпарк») и 50 копеек («Вокзал — Горпарк»). 14 августа 1948 г. открыты односторонние троллейбусные линии по улице Университетской (от площади Розы Люксембург (Павловская) до спуска Халтурина) и переулкам Плетнёвскому, Короленко и Армянскому, а также двухсторонняя линия по улице Берии (Кооперативной), проспекту Сталина (Героев Харькова), улице Евгении Бош (Богдана Хмельницкого) и Площади Восстания до театра «Победа» (ДК ХЭМЗ). Открыт троллейбусный маршрут № 3 «Вокзал — Театр „Победа“„. 29 апреля 1949 г. открыт троллейбусный маршрут № 4 Горпарк — Центр — Конный рынок — Театр „Победа“». В декабре 1949 г. троллейбусную линию до театра «Победа» продлили по улице Броненосца «Потемкин» и проспекту Сталина до Велозавода. В 1948 г. был освоен и пущен в эксплуатацию троллейбус МТБ-82Д.