Хелст, Бартоломеус ван дер


Бартоломеус ван дер Хелст (также Гельст; нидерл. Bartholomeus van der Helst; ок. 1613, Харлем — 16 декабря 1670, Амстердам) — нидерландский живописец и гравёр, известен как портретист.

Хелст, сын трактирщика, родился в Харлеме. В связи с женитьбой перебрался в 1636 году в Амстердам, прожил там всю жизнь и никогда не выезжал из Голландии. Возможно, живописи учился ещё в Харлеме, но неизвестно, кто преподал ему первые уроки (биографических данных о Хелсте вообще крайне мало). Считается, что в Амстердаме Хелст учился у крупного художника начала XVII века Николаса Элиаса Пикеноя. Достоверно неизвестно, учился ли он у Рембрандта, жившего в Амстердаме в одно время с ним, но Хелст усвоил некоторые приёмы портретного стиля Рембрандта, а также Халса.

1637 годом датируется первая известная картина Хелста — портрет четырёх членов попечительского совета Валлонского приюта. Стилистически картина близка произведениям Элиаса. К Хелсту быстро пришла слава, у него появились ответственные заказы. Основными его клиентами стали представители городской верхушки, основными сюжетами — празднества стрелков, присуждение призов, фигуры управителей и попечителей богоугодных заведений, синдиков городских корпораций. В 1642 г. художник написал портрет бургомистра Андриса Бикера с женой и сыном.

Шестью годами спустя создан шедевр Хелста — огромный групповой портрет «Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора». В этом полотне талант автора ярко проявился в создании гармоничной многофигурной композиции, при этом все изображённые персонажи индивидуальны и легко узнаваемы. Эта картина находится в Амстердаме там же, где и знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта, так что посетители могут проводить непосредственно сравнение между обоими художниками по их произведениям. Долгое время это полотно считалось равным «Ночному дозору». Джошуа Рейнольдс, посетивший Амстердам в 1781 г., сравнивал эту картину со всеми виденными им ранее портретами и нашёл в ней наивысшее воплощение всех тех качеств, которые должны быть присущи идеальному портрету. Стоит заметить, что, хотя слава Хелста зиждется в первую очередь на портретах, он создавал ещё и картины исторической, библейской и мифологической тематики.