Хепреш


Хепреш (егип. Chprsh) — древнеегипетский царский головной убор. Хепреш также известен под другими названиями — «голубая корона» и «военная корона».

Фараонов Нового царства часто изображали с короной хепреш, едущими на колесницах во время охоты на животных или во время военных сражений. Также голубую корону надевали во время различных церемоний[1]. Хепреш принято называть «военной короной», однако современные историки воздерживаются от подобного определения[2].

До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра голубой короны, поэтому неизвестно как и из чего изготавливали подобные головные уборы. Есть предположения, что их делали из ткани[3] или окрашенной в синий цвет кожи, которую снаружи покрывали мелкими жёлтыми дисками, напоминающими солнце. Как и у многих других корон, в передней части крепился урей.

По мнению египтологов, стела 20799, созданная в эпоху Второго переходного периода, является одним из самых ранних упоминаний о короне хепреш[4]. Аменхотеп I был одним из первых фараонов, кого изображали в голубой короне[5]. Фараоны XVIII — XIX династий носили эту корону в качестве основного головного убора[6]. После Кушитской династии такую корону больше не изображали[7].

С эпохи XVIII династии корона хепреш была прежде всего отличительным знаком фараонов. В греко-римскую эпоху она часто изображалась как головной убор фараонов. Кроме того, с начала правления династии Птолемеев корона хепреш использовалась все чаще в иконографических изображениях божеств-детей, например, Гарпехрути[8].

В исследованиях египтологов корона хепреш долгое время интерпретировалась как «военная корона». Однако недавние исследования показывают, что её использование было более разнообразным и не ограничивалось военными действиями. Хотя она часто изображалась в графических повествованиях о победе над врагами Египта, в этом контексте изображались и другие короны. Кроме того, весьма часто фараон был в голубой короне, когда изображался в виде ребёнка, особенно в тех сценах, когда его кормили грудью богини. Это указывает на прямую связь с божествами-детьми, которые также изображались в подобных сценах[8].