Хиджра


Хи́джра (араб. هجرة‎, букв. «переселение») — переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммада из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году. Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). От хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре (солнечной хиджре).

Ранние проповеди пророка Мухаммада не волновали мекканскую аристократию — но только до тех пор, пока он, увещевая не принявших ислам лиц, не стал утверждать, что их предки горят в адском огне. Затрагивание священной для арабов темы — темы предков и уважения к ним — привело к волнениям среди не принявших ислам мекканцев.

Под давлением соплеменников на молодую мусульманскую общину, пророк Мухаммад предложил своим последователям укрыться в Эфиопии (тогда Аксумское царство) — первая группа беженцев отправилась туда под предводительством Усмана ибн Аффана — одного из сподвижников Мухаммада. Первая группа мусульман выехала в апреле-мае 614 года, вторая — не позднее конца 615 года, на 5-м году пророчества[1].

Аристократия Мекки вынуждала родственников мусульман, покинувших город, разрывать все отношения с покинувшими их родственниками. Мусульманам был объявлен бойкот: с ними запрещалось вести любые виды торговых сделок и заключать браки. Подобная мера, никогда ранее не применявшаяся, постепенно вызвала крупное недовольство среди мекканцев. Живые родственники, как и умершие предки, для арабов являлись священной темой, вследствие чего представители различных родов так или иначе тайно и явно нарушали бойкот[1]. Через 2—3 года несколько наиболее влиятельных мекканцев взяли на себя гарантию неприкосновенности и покровительства и положили конец бойкоту.

С каждым днём опасность нахождения в Мекке увеличивалась, и в этих условиях пророк Мухаммад принял решение переселиться в Медину. Население этого оазиса не было чисто арабским: значительную часть его составляли еврейские (а также иудаизированные арабские) племена бану кайнука, курайза, надир, фитьяун. Арабское население Ясриба (прежнее название Медины) составляли племена аус и хазрадж, тесно связанные родственными узами с южноарабскими племенем азд и претендовавшие на родство с Гассанидами. Постоянные распри между этими племенами побудили их обратиться к пророку Мухаммаду как к третейскому судье и предводителю.