Хичкок, Альфред


Сэр А́льфред Джозеф Хи́чкок[9][10] (англ. Sir Alfred Joseph Hitchcock; 13 августа 1899, Лейтонстоун, Уолтем-Форест, Большой Лондон, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии — 29 апреля 1980, Бель-Эйр, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. До 1939 года работал в Великобритании, затем — в США.

Большинство фильмов Хичкока относится к жанрам триллера (от англ. thrill — «трепет») и детектива, в том числе его наиболее признанные[11][12][13] картины «Психо», «Головокружение», «К северу через северо-запад», «Окно во двор». Он был мастером «саспенса» — нагнетаемого напряжения (от англ. suspense), мастерски создавал в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания.

В 1979 г. он получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II посвятила его в рыцари. Хичкока не стало 29 апреля 1980 года от почечной недостаточности в Лос-Анджелесе.

Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в доме 517 по улице The High Road[14] в Лейтонстоуне, став третьим ребёнком в католической семье[15] бакалейщика Уильяма Хичкока (1862—1914) и Эммы Джейн Уилан (1863—1942).

С 1910 года по 1913 год Альфред учился в иезуитском колледже Святого Игнатия в Лондоне[15]. В 1914 году Хичкок поступил в Инженерно-навигационную школу[16]. Параллельно он посещал лекции по искусствоведению в Лондонском университете[15].

12 декабря 1914 года скончался отец[15]. В связи с необходимостью материально поддерживать семью в 1914 году Альфред устроился в телеграфную компанию W. T. Henley’s Telegraph Works, где несколько лет работал в отделе продаж, а с 1918 года перешёл в рекламный отдел. В этот период стал увлечённо интересоваться фотографией и кинематографом, в связи с чем стал читать профессиональные издания[17]. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Хичкок записался добровольцем в армию, но из-за избыточного веса ему отказали, записав в резерв, где он изучал подрывное дело[16]. С 1 июня 1919 года владельцы компании стали издавать корпоративную газету The Henley Telegraph, где он стал редактором и вынужден был предоставлять для неё материалы. В этой малотиражке он дебютировал в качестве автора коротких рассказов, в которых киноведы усматривают некоторые оригинальные черты, присущие его кинематографической эстетике[18]. В первом номере издания содержался короткий трагикомический рассказ «Газ», содержащий элементы Гран-Гиньоля. Его действие происходит в Париже в трущобах Монмартра, где женщина подвергается насилию со стороны толпы мужчин. Однако в конце выясняется, что это была лишь галлюцинация, вызванная применением к ней наркоза в стоматологическом кабинете[19].