Хлопушка-нумератор


Хлопушка, или нумератор (англ. Clapperboard) — инструмент, применяемый при съёмке кино- и телефильмов для дальнейшей синхронизации изображения и звука, записанных на независимых друг от друга видео- и аудиозаписывающем устройствах. Кроме того, хлопушка используется для систематизации отснятого материала и записанных фонограмм, обозначая номера отснятых сцен и дублей[1]. В советском кинематографе работу с хлопушкой и учёт отснятых сцен вёл помощник режиссёра[2]. Современная технология кинопроизводства предусматривает для этой цели второго ассистента оператора (англ. Second Camera Assistant)[1].

Для съёмки каждого фильма на одну или несколько досок, используемых для работы, наносится постоянная надпись с рабочим названием картины. Перед съёмкой каждой сцены под этой надписью пишется номер монтажного кадра и дубля, а также другая служебная информация, которая может включать фамилию режиссёра, оператора, номера эмульсии киноплёнки и кассет, использованный объектив, светофильтры и другие технические параметры. Последнее необходимо для определения оптимальных параметров дальнейшей цветокоррекции и причин брака в случае его возникновения. Во время съёмки каждого дубля после запуска киносъёмочного аппарата (команда «Мотор!») и звукового сигнала о начале синхронного хода камеры и звукозаписывающих устройств ассистент помещает хлопушку с надписями перед объективом и отчётливо произносит основные данные о номере сцены и дубля вслух, после чего производит один хлопок и убирает доску из кадра[2]. В результате номера кадра и дубля оказываются записанными в фонограмме и изображении. В некоторых случаях при невозможности съёмки хлопушки в начале кадра её снимают перед командой «Стоп»[3], переворачивая обычно вверх ногами. При последующей синхронизации плёнок с изображением и звуком на звукомонтажном столе кадрик с заснятым моментом удара хлопушки (начала полного смыкания её планок) и звук её щелчка на фонограмме совмещаются[4]. Запись номеров кадра и дубля позволяет подобрать соответствующие друг другу отрезок киноплёнки и часть исходной фонограммы, исключая путаницу[5]. При немой съёмке изображение хлопушки снимается для систематизации отснятого материала. В этом случае хлопок не производится, а вместо этого рука помещается поверх или между частями доски[3].