Хозрасчёт


Хозяйственный расчёт (хозрасчёт) — метод расчёта расходов и доходов на государственном предприятии в условиях плановой экономики в 1960-80-х годах в СССР, предполагавший финансовую самостоятельность предприятия, хотя и ограниченную хозяйственными органами СССР. Хозрасчёт главным образом возник в результате Косыгинской реформы, хотя ещё в 1931 Сталин призывал[1] к введению хозрасчёта в своих тезисах.

Метод «хозрасчёта» предполагал самостоятельную управляемость и финансирование в рамках централизованно (то есть правительством) установленных цен в государстве. Хозрасчётная организация (предприятие) работали в различных сферах производственной деятельности СССР, ГДР[2] и других государств.

Согласно БСЭ хозяйственный расчёт — это система экономических отношений, возникающая в процессе воспроизводства между обществом в целом и отдельными производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. На практике хозяйственный расчёт — это метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода[3].

Суть хозяйственного расчёта была раскрыта В. И. Лениным, который писал: «Перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчёт неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным. Фактически это означает, в обстановке допущенной и развивающейся свободы торговли, перевод госпредприятий в значительной степени на коммерческие, капиталистические основания. Это обстоятельство, в связи с острой необходимостью повысить производительность труда, добиться безубыточности и прибыльности каждого госпредприятия, в связи с неизбежным ведомственным интересом и преувеличением ведомственного усердия, неминуемо порождает известную противоположность интересов между рабочей массой и директорами, управляющими госпредприятий или ведомствами, коим они принадлежат. Поэтому и по отношению к госпредприятиям на профсоюзы безусловно ложится обязанность защиты классовых интересов пролетариата и трудящихся масс против их нанимателей.» [4]

Для Ленина в 1921 году хозяйственный расчёт фактически означал перевод госпредприятий на коммерческие, капиталистические основания. В этих условиях остро стоит вопрос перерождения директоров, управляющих госпредприятий в буржуйчиков и защиты интересов трудящихся от их нанимателей. Ленин указывал, что переход к НЭПу и хозрасчёту это вынужденный и временный шаг назад к капитализму в социалистическом государстве.