Хозяйка (повесть)


«Хозя́йка» — повесть русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского, написанная в 1846—1847 году и опубликованная в 1847 году в десятом и одиннадцатом номерах журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского. Первое отдельное издание было выпущено в 1865 году Фёдором Стелловским.

Замысел повести «Хозяйка» возник у Достоевского в октябре 1846 года. К этому времени в «Отечественных записках» был опубликован его рассказ «Господин Прохарчин», а сам писатель работал над повестью «Сбритые бакенбарды» для Белинского[1]. Отрицательные отзывы журналов о «Господине Прохарчине» заставляют Достоевского пересмотреть свои творческие принципы[1]. Достоевский понял, что «чиновничья» тема, берущая начало ещё в «Шинели» Гоголя, оказалась исчерпана. Нежелание повторяться заставило писателя оставить написание «Сбритых бакенбард» и обратиться к новой теме, оставаясь в рамках «петербургской» повести, насыщенной столичной «физиологией». Вместо чиновника на роль главного героя выдвигается образ молодого «мечтателя»[2]. В письме брату Михаилу он сообщает: «… всё это есть не что иное, как повторение старого, давно уже мною сказанного. Теперь более оригинальные, живые и светлые мысли просятся из меня на бумагу <…>. Я пишу другую повесть, и работа идёт, как некогда в „Бедных людях“, свежо, легко и успешно. Назначаю её Краевскому…»[1]

К этому времени он окончательно разошёлся с кругом Виссариона Белинского, который только что покинул журнал Андрея Краевского «Отечественные записки» для сотрудничества в преобразованном Николаем Некрасовым и Иваном Панаевым журнале «Современник». В то время, когда Белинский порывал с Краевским, Достоевский, наоборот, начал сближаться с этим издателем. В 1846 году у Краевского были опубликованы «Двойник» и «Господин Прохарчин». Все последующие годы, вплоть до отправки на каторгу в 1849 году и после неё Достоевский помещает свои художественные произведения в журнале Краевского. Исключением стали «Роман в девяти письмах», опубликованный Некрасовым в «Современнике», и «Ползунков», напечатанный им же в «Иллюстрированном альманахе». Все последовавшие за «Бедными людьми» произведения Достоевского подверглись суровой критике Белинского.