Холодные звонки


«Холо́дные звонки́» (англ. cold calling) — одна из наиболее распространённых в телемаркетинге технологий продаж[1], а также один из методов расширения круга клиентов компании, заключающийся в обзвоне менеджером по продажам своих потенциальных клиентов (тех, кто не связывался прежде с компанией)[2][3]. Холодные звонки являются одной из старейших и наиболее распространённых форм телемаркетинга[2][4]: от так называемых «тёплых звонков» (англ. warm calling) они отличаются тем, что диалог ведётся с клиентом, который ранее уже интересовался товарами или услугами данной компании[2]. Холодные звонки используются в любой отрасли бизнеса и могут использоваться для предоставления товаров и услуг не только физическим, но и юридическим лицам[1]. Нередко их могут осуществлять рассыльщики спама (вследствие этого такие звонки нередко классифицируют как телефо́нный спа́м) или мошенники[2]. В более широком смысле англоязычный термин cold calling подразумевает контакт с потенциальными клиентами не только путём обзвона, но и с помощью личного контакта, когда менеджеры лично посещают клиента[англ.][2].

«Холодный звонок» как таковой зовётся в английском cold call, а непосредственно процедура обзванивания — cold calling (возможно написание через дефис) или cold call method[2]. Звонок клиенту, с которым компания прежде была знакома и с которой он сотрудничал, обозначается термином warm call («теплый звонок»)[2]. Термин появился не раньше 1900-х годов, став одним из жаргонных выражений в английском языке. Существует версия, что практику «холодных звонков» ввёл основатель компании NCR Джон Генри Паттерсон[англ.], который изначально искал клиентов путём личных встреч, а не путём телефонных звонков, поскольку телефоны тогда ещё не были широко распространены. Преимущественно «холодные звонки» в ту пору принимали женщины, которые сидели дома с детьми, в то время как их мужья были на работе. Перед заключением какой-либо сделки жена обязательно советовалась с мужем, а после 6 вечера глава семьи был готов закрыть сделку[5].

В более широком смысле cold calling действительно может подразумевать связь с клиентами не только путём телефонных звонков, но и личных встреч. Примером в последнем случае является так называемый поквартирный обход[англ.] (door-to-door method) гипотетических клиентов — метод, при реализации которого представители компании приходят домой к потенциальному клиенту и предлагают ему свои товары или услуги. Поквартирный обход популярен у таких компаний[2], как издательство Southwestern Advantage (его услуги рекламируют, как правило, нанятые студенты колледжей)[6] и компания Kirby, предлагающая клиентам пылесосы[7].