Хоровое училище имени М. И. Глинки


Хоровое училище имени Михаила Ивановича Глинки — Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, в прошлом — при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Предоставляет полный цикл общего образования и одновременно специальное музыкальное образование по специальности 53.02.06. «Хоровое дирижирование» с присвоением квалификации хормейстер, преподаватель. Срок обучения 11 лет, обучаются только мальчики. Учащиеся 4-6 и 9—11 классов составляют хор мальчиков и юношей, который выполняет учебные и концертные функции. Помимо обязательных музыкальных предметов предоставляются возможности обучения на дополнительных музыкальных инструментах. Обучение в Училище бесплатное, для иногородних учащихся имеется интернат.

Выпускники училища поступают, главным образом, на дирижёрско-хоровые отделения вузов, а также на вокальное, музыкально-теоретическое, фортепианное и (в качестве второго высшего образования) на оперно-симфоническое. Типичное трудоустройство — артисты хора, хормейстеры, дирижёры хоров и оркестров, солисты оперных театров, преподаватели.

Формально Хоровое училище основано в 1944 году (сперва называлось — Музыкально-хоровое училище, с 1945 — Хоровое училище, с 1954 — имени М. И. Глинки). Однако, поскольку изначально оно являлось частью Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, оно имеет давние корни. Капелла происходит из Хора Государевых певчих дьяков, основанного в XV в. в Москве и переведённого в 1703 в Санкт-Петербург (название «Капелла» хор получил в конце XVIII века). В какой-то момент в составе хора, изначально мужского, появились малолетние певчие — мальчики.

Сперва малолетние певчие занимались лишь пением, но уже c XVIII века неоднократно предпринимались попытки наладить для них регулярное обучение. В 1740 вышел указ Анны Иоанновны, где концертмейстеру И. Гюбнеру ставилась задача обучать малолетних певчих игре на инструментах. В 1766 директор Капеллы договорился с пансионатом Ф. Букета о регулярном обучении там малых певчих общеобразовательным предметам и иностранным языкам. Новые попытки организовать для мальчиков обучение игре на инструментах предпринимались в 1834 и в 1839. Однако непрерывную деятельность инструментальных классов в Капелле её директору А. Ф. Львову удалось наладить лишь с 1859. М. А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков в 1884 провели реорганизацию инструментальных классов, приблизив их программу к консерваторской.

Одновременно при Капелле с 1846 действовали регентские классы. В отличие от классов инструментальных, предназначенных в первую очередь для малолетних певчих Капеллы, в регентские классы принимались взрослые приезжие студенты. Задачей регентских классов было устроить все церковные хоры империи единообразно по образцу придворного хора. Лишь в 1907 в регентские и инструментальные классы перестали принимать посторонних, чтобы избежать влияния «вредных политических течений».