Христология


Христоло́гия (от др.-греч. Χρίστος — Христос + λόγος — учение) — учение об Иисусе Христе, раздел христианского богословия, освещающий вопросы воплощения Бога Сына (второго Лица Святой Троицы), сочетания во Христе божественной и человеческой природы, а также вопросы, связанные с жизнью Богочеловека[1].

Христология связана с другими разделами христианского богословия: триадологией, утверждающей божественность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; сотериологией, раскрывающей спасительную миссию Бога воплощённого; эсхатологией[2].

Православная и Католическая церкви исповедуют две природы, две воли (божественную и человеческую), одну ипостась и одно лицо Иисуса Христа[3]. Древневосточные православные церкви исповедуют умеренное монофизитство (миафизитство), утверждая единую Богочеловеческую природу и единую Богочеловеческую ипостась, единое лицо, единую волю и единое действие Иисуса Христа[4][5]. Доэфесские церкви, к которым относятся Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, исповедуют две природы, две кномы (ипостаси) в одном лице и одной воле Иисуса Христа[6].

Споры о личности и природе Иисуса Христа начались ещё при его земной жизни. Как ближайшие его последователи (апостолы), так и ожесточённые его ненавистники, не могли до конца понять «кто Сей?», какой властью Он творит, куда Он идёт, и какую Чашу намеревался Он испить?

После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы приступили к проповеди не только о Боге-Отце, Боге-Сыне и Святом Духе среди язычников, но и о Христе среди иудеев и тем положили начало христологии, не только как практики, но и как образовательной дисциплины. Вскоре появилось множество текстов об Иисусе Назарянине, в том числе и Евангелия. Затем христологию развивали мужи апостольские и ранние христианские апологеты.

Авторитетные в православии отцы Великие каппадокийцы подчёркивали, что Христос единосущен Богу Отцу и Духу Святому по Божеству и, при этом, единосущен всем людям по человеческой природе.