Художественная самодеятельность


Художественная самодеятельность — одна из форм народного творчества, феномен, получивший развитие в Советском Союзе за счет своей массовости и общедоступности (бесплатности), часть культурно-просветительной работы с населением. Художественная самодеятельность включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей — любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты, жонглёры) или коллективно (кружки, студии, народные театры).

В СССР художественная самодеятельность имела большое распространение в стране, вместе с тем и большое жанровое разнообразие, её организацией занимались профессиональные специалисты по культурно-массовой работе, которых готовили институты культуры. В качестве примера в 1976 году в художественной самодеятельности принимали участие 14 млн взрослых и 10 млн подростков, с ними работало 150 тыс. штатных работников и больше 500 тыс. общественных руководителей (не основная работа). Более 4500 коллективов были удостоены звания «народный» (театры, цирки, филармонии, ансамбли народной песни и танца и т. п.)[1].

«Советская художественная самодеятельность представляла собой уникальное в мировом масштабе явление. Начиная с первой четверти XX столетия до последнего десятилетия века, любительское творчество в Советском Союзе вызывало к себе живой интерес со стороны культурной публики, носило массовый характер, отличалось, в целом, достаточно высоким концептуальным и исполнительским уровнем», — отмечает исследователь самодеятельного хореографического творчества Л. В. Сибирякова[2].

В дореволюционной России любительские исполнители объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали и рабочие кружки, народные театры, а также театры рабочей молодежи, находившиеся под строгим контролем властей.

В СССР художественная самодеятельность активно использовалась, например, при воспитании детей в школе[3], приучая оценивать «наследие прошлого» с классовой точки зрения[3]. Внимание уделялось сатире: пример спектакля 1920-х годов — «Кулак и батрак», поставленного подростками в школе, показан в фильме середины 1970-х годов «Последнее лето детства», снятом по повести Анатолия Рыбакова.

О детской самодеятельности конца 1950-х и 1960-х годов с юмором пишет писатель Виктор Драгунский в знаменитых «Денискиных рассказах», неоднократно экранизированных советским кинематографом[4].