Хэскин, Байрон


Ба́йрон Хэскин (полное имя — Байрон Конрад Хэскин, англ. Byron Conrad Haskin; 22 апреля 1899 года — 16 апреля 1984 года) — американский оператор, создатель спецэффектов и режиссёр кино и телевидения 1920-60-х годов.

В 1937—1945 годах был главой департамента спецэффектов студии «Уорнер бразерс»[4], и как разработчик спецэффектов был четырежды номинирован на Оскар за фильмы «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939), «Морской ястреб» (1940), «Морской волк» (1941) и «Отчаянное путешествие» (1942)[5].

К наиболее значимым работам Хэскина как режиссёра относятся фильмы нуар «Я всегда одинок» (1948) и «Слишком поздно для слёз» (1949). В 1950-е годы Хэскин поставил несколько популярных фантастических фильмов, наиболее известный среди которых «Война миров» (1953)[4].

Как отметил историк кино Билл Уоррен, Байрон Хэскин никогда не был «актёрским режиссёром», но его умение работать с роботами, пришельцами и насекомыми-мутантами было непревзойдённым[6].

Родился 22 апреля 1899 года в Портленде (штат Орегон). Получил образование в Калифорнийском университете в Беркли, во время Первой мировой войны служил кадетом в военно-морской авиации. После завершения воинской службы Хэскин работал карикатуристом и рекламистом, а 1920 году перешёл в киноиндустрию в качестве оператора кинохроники[6].

В 1922 году дебютировал на студии «Уорнер бразерс» как оператор немого фильма «Разорванные цепи»[7][8], а в 1928 году снял свой первый звуковой фильм «Пойманные в тумане»[4]. Всего в качестве оператора Хэскин снял 33 фильма, последний из них — в 1937 году[7]. К числу его наиболее заметных операторских работ относятся социальные драмы «Пока земля вращается» (1934), «Боковые улочки» (1934) и «Чёрная ярость» (1935)[9].