Хюнер-наме


Хюне́р-наме́, или Хюнернаме́ (осман. هنرنامه‎, тур. Hünernâme — «Книга подвигов»[2]) — богато иллюстрированная османская рукопись XVI века. Известна в единственном экземпляре, хранящемся в библиотеке музея дворца Топкапы в Стамбуле[3].

Хюнер-наме излагает историю османских султанов до Сулеймана Великолепного включительно. Первый том посвящён первым девяти султанам, второй — десятому, Сулейману. Третий и четвёртый тома, которые были в планах, так и не были написаны. Каждый том состоит из десяти глав и заключения. Авторы текста — шахнамеси (официальные историографы) Фетхуллах Ариф Челеби (ум. 1561/62)[k 1], Ширванли Эфлатун (ум. 1569/70), Сейид Локман (ум. 1595). Миниатюры выполнены в имперской мастерской под руководством и при участии Наккаша Османа. Это одна из самых известных османских рукописей[3].

Написание этой истории во славу османских султанов было начато шахнамеси Фетхуллахом Арифи Челеби (ум. 1561—62) и Ширванли Эфлатуном (ум. 1569—70)[3]. После смерти Сулеймана I работа была прекращена. Хотя великий визирь Соколлу Мехмед-паша, покровительствовавший Локману и бывший инициатором написания Хюнер-наме, остался на посту, но Селим не был заинтересован в книгах[3].

После перерыва в десять лет, соответствующего периоду царствования Селима II, работа была продолжена Сейидом Локманом, шахнамеси Мурада III[4]. Ему было приказано приступить к работе над текстом в январе—феврале 1578 года, а закончил он проект уже во время визирата Османа-паши. Несмотря на убийство Соколлу Мехмеда-паши в 1579 году, Мурад III повелел продолжать работу, поскольку он, в отличие от отца, ценил хорошие книги. Всего планировалось четыре тома, из которых были завершены два. Последние два должны были быть посвящены истории Селима II и Мурада III[3][4]. Стилистически Хюнер-наме является олицетворением высокого оттоманского стиля и текстами, и оформлением. Миниатюры исполнены в оттоманском историческом стиле: они спокойны, аккуратные и величавые. Их призвание не столько в иллюстрировании текста, сколько в транслировании ощущения стабильности империи, величия её и её традиций[5].

Иллюстрирование манускрипта производилось имперской мастерской во главе с Наккашем Османом и было завершено в 1584 году для первого тома и в 1588 году для второго[4].

Первый том состоит из 234 страниц; размер страниц 48,5 х 30,5 см, обрез золотой; содержит 45 миниатюр[6][3], созданных следующими художниками: Наккаш Осман, Али-челеби, Мехмед-бей, Молла Тифлиси, Мехмед Бурсави, Вали-джан[1][k 2]. Инвентарный номер — H. 1523 (H. означает Hazine — казначейство)[3].