Хёфлер, Отто


Отто Хёфлер (нем. Otto Eduard Gotfried Ernst Höfler, 10 мая 1901, Вена — 25 августа 1987, Вена) — немецкий и австрийский историк-медиевист, сотрудник Аненербе. Представитель венской школы германистики[1].

Сын профессора психологии Алоиза Хёфлера (1853—1922). Мать, Августина Дорнхёфер, родом из Баварии. Происходил из правоконсервативной бюргерской семьи. Изучал скандинавистику и германистику сначала в Венском университете, затем в Лундском университете, Базеле и Киле. В 1926 г. защитил кандидатскую, в 1931 г. — докторскую диссертацию. Долгие годы преподавал немецкий язык в Уппсальском университете.

Со студенческих лет состоял в националистических организациях. В 1922 г. вступил в СА. В 1935—1938 гг. профессор германской древней истории и германской филологии в Кильском университете. Его теории о государствообразующей силе мужских союзов заинтересовали руководство СС, и в 1936 г. Хёфлер стал экспертом в Имперском институте новой истории Германии. В 1937 г. стал членом НСДАП. В том же году начал сотрудничать в Аненербе. В годы войны Хёфлер работал над проектом «Задачи науки во время войны». С 1943 г. руководитель Германского научного института в Копенгагене[2]. В 1938—1945 гг. также профессор нордистики, германского фольклора и германистики в Мюнхенском университете.

В 1945 г. Хёфлеру было запрещено работать по профессии, однако затем его вновь пригласили в Мюнхенский университет. В 1957 г. он перешёл в Венский университет, где до 1971 г. был заведующим кафедрой германских языков и древнегерманской литературы.

Ученик Рудольфа Муха (1882-1936). Согласно А. В. Хрякову: "В основу своей диссертации «Культовые тайные союзы германцев» О. Хефлер положил народные сказания о так называемой «дикой охоте» и связанные с ними представления о существовании среди германцев тайных «мужских союзов»... По мнению О. Хефлера, германцы вошли в мировую историю лишь благодаря своим завоеваниям и созидательным государственническим способностям и не удивительно, что выражением их воинственной сущности являлся бог Вотан".

По оценке А. В. Хрякова: "Работы Хефлера обращают на себя внимание широтой замысла, отсутствием боязни делать глобальные выводы, присутствием разнообразной источниковой базы, сочетающей в себе как литературные, так и архивные источники. Он в совершенстве владел материалом мифов, саг, сказок, причем не только северо- и юго-европейских, но также африканских и азиатских. При этом его ни в коем случае нельзя назвать позитивистом, ему претило простое коллекционирование фактов и сосредоточенность на единичных явлениях культуры, более всего он стремился не просто к пониманию, а к интуитивному проникновению в суть изучаемых явлений".