Москит (ракета)


П-270 «Моски́т» (Индекс УРАВ ВМФ — 3М80, по кодификации НАТО — SS-N-22 Sunburn, буквально «Солнечный ожог») — советская сверхзвуковая маловысотная противокорабельная крылатая ракета (ПКР) с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой. Была создана в МКБ «Радуга».

ПКР «Москит» входит в состав ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия современными и перспективными средствами противника. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта.

Разработка ракеты П-270 «Москит» была начата в 1973 году в МКБ «Радуга» (г. Дубна) под руководством главного конструктора И. С. Селезнёва. В состав кооперации входили следующие предприятия:

В корабельном варианте базирования ракета принята на вооружение в 1983 году (по другим данным — в 1984) на эсминцах проекта 956 («Современный»), позднее — на больших противолодочных кораблях проекта 1155.1 («Адмирал Чабаненко»), экранопланах «Лунь», катерах проекта 1241.1 «Молния-М» и в 2002 году на ракетных кораблях на воздушной подушке («Бора», «Самум»); в авиационном варианте — в период 1992—1994 годов.

В 2000 году Россия поставила «Москит» Китаю (в составе вооружения эсминцев проекта 956Э).[источник не указан 811 дней]

Ракета 3М80 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением складывающегося крыла и рулевого оперения. На корпусе, представляющем собой тело вращения с овальной формой носовой части, расположены четыре боковых воздухозаборника с воздуховодами. В носовой части, под передним обтекателем с радиопрозрачным коком, расположена головка самонаведения, за ней — система навигации и автономного управления (автопилот) с радиовысотомером и аккумуляторная батарея. За отсеком системы управления размещается боевая часть массой около 300 кг (150 кг приходится на взрывчатое вещество), далее — топливный бак с системой забора топлива. Кормовую часть корпуса занимает двухступенчатая двигательная установка.