Цапф, Герман


Герман Цапф (нем. Hermann Zapf; 8 ноября 1918, Нюрнберг — 4 июня 2015, Дармштадт) — немецкий типограф, каллиграф, автор и преподаватель. Проживал в Дармштадте, с 1951 года женат на Гудрун Цапф фон Гессе (нем.).

В детстве хотел стать инженером-электриком. Покинул школу в 1933 году будучи сыном гонимого[4], по приходе к власти нацистов, профсоюзного деятеля крупного автомобильного завода. Ему было запрещено обучение в Нюрнбергском политехническом институте им. Георга Ома, куда он стремился поступить. По совету учителей неплохо рисовавший Цапф пытался устроиться на работу литографом; работу он нашёл только через десять месяцев, в 1934 году, став ретушёром фотографий в типографии Karl Ulrich & Co. В середине 1930-х годов, познакомившись на выставке-памяти с творчеством Рудольфа Коха(нем.) занялся каллиграфией, изучая её дома, самостоятельно, по книгам Коха и Эдварда Джонстона[5]. В 1938 году Цапф стал сотрудником мастерской Поля Коха, сына Рудольфа Коха, во Франкфурте-на-Майне. В том же году он создал для словолитни «Штемпель» (D. Stempel AG) и предприятия Линотайп (Linotype GmbH) свой первый шрифт — фрактуру Gilgengar, в двух начертаниях. Одновременно он работал над гарнитурой для набора музыкальных произведений — Alkor, уже по заказу кассельского издательства Baerenreiter. 1 апреля 1939 года был призван для работ по усилению Линии Зигфрида на границе с Францией. Из-за болезни сердца, вызванной непривычными физическими перегрузками, был переведён в канцелярию писарем, а в сентябре того же года уволен со службы. В апреле 1940 г. был призван на службу в артиллерии прусской армии[6]. Затем Цапф был переведён сначала на учёбу, а впоследствии и на работу, в подразделение военной картографии в занятой немецкими войсками части Франции, где трудился над военными картами железных дорог Испании, вплоть до пленения войсками союзников в конце войны.

С 1947 по 1956 год Герман Цапф был художественным руководителем франкфуртской словолитни «Штемпель», куда он был принят без рекомендательных писем, диплома и прочих подтверждений пригодности — достаточно было показать три записные книжки рисунков и каллиграфических набросков времён войны. В то же время, между 1948 и 50-ми, Цапф преподавал в Школе дизайна в городе Оффенбахе, а также делал рисунки почтовых марок для немецкой Федеральной почты.

В этот промежуток жизни он занят и как художник-график, дизайнер и художник книги, сотрудничая с немецкими издательствами «Зуркамп», «Инзель», книжным товариществом Гутенберга и др. Другим важным направлением его творческой деятельности стала разработка шрифтовых гарнитур. В 1948 году он приступает к созданию гарнитуры Palatino[7], а в 1952-53 гг. как более светлую, мелкокегельную разновидность создаёт Aldus. Тогда же начинается работа над гарнитурой Melior, и в промежутке между 1948 и 1954 выходят многие другие гарнитуры. В конце 50-х появляется на свет один из самых известных и используемых по сию пору шрифтов Цапфа — Optima.