Цвет шафрана


«Цвет шафрана» (Rang De Basanti, англ. Colour it Saffron или Paint it Yellow) — фильм, романтическая драма. Режиссёр Ракеш Омпракаш Мехра. Производство Индии, 2006 год. Картина получила 17 кинематографических наград и номинирован на Премию BAFTA за лучший неанглоязычный фильм. Кроме того, он был выдвинут на премии Золотой глобус и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от Индии, но в финальный конкурс не попал. Rang De Basanti — жёлтый оттенок шафрана, означает для индийцев цвет весны и ассоциируется с жертвенностью и свободой. Фраза «Mujhe rang de basanti» (Окрась меня жёлтым) подразумевает готовность человека пожертвовать собой ради великого дела и использовалась как боевой крик борцами за независимость Индии[1].

Повествование о событиях, происходящих в современной Индии, периодически прерываются сценами из истории страны 1920-х годов, кадры которых выполнены с имитацией обработки сепией.

Британский режиссёр документального кино, молодая женщина Сью Маккинли (Паттен) обнаруживает дневник своего деда, который служил в Имперской полиции Индии в начале XX века — время движения за независимость этой страны. Из записей она узнаёт об истории пяти активистов борьбы за свободу. Дед Маккинли утверждал, что ранее в своей жизни он встречал только два типа людей: те, кто идёт на смерть молча, и те, кто умирает крича. Но именно в эти дни он познакомился с людьми третьего рода — теми, кто готов умереть с улыбкой на губах. Сью Маккинли намерена снять фильм по этим воспоминаниям и отправляется в Индию. Там её помощницей становится студентка Делийского университета Сония. Не имея возможности подобрать профессиональных актёров, Сью останавливает свой выбор на компании сокурсников Сонии, четверых друзей. Лидер группы Далджит (А. Хан), угрюмый парень из богатой семьи Каран (Сиддхартх), поэт Аслам (К. Капур) и «прихлебатель» Сухи (Джоши)[2] — типичные представители «поколения MTV, не имеющие иных интересов, кроме пива, шатенок и американской визы»[3]. Молодые люди не испытывают энтузиазма от работы в историческом кино, но постепенно идеализм революционных идей исполняемых ими героев овладевает их разумом и душами. Они понимают, что не только их собственная жизнь похожа на жизнь их сверстников почти столетней давности, но и ситуация в стране, ненавистная бунтующим предкам, также схожа и неприемлема для них сегодняшних.