Знахарство


Зна́харство (целительство[1]) — известные с древности у народов всех стран примитивные способы лечения, включающие в себя средства народной медицины и различные ритуалы[2], заговоры и молитвы[3].

Термин «знахарь» произошёл от др.-рус. знахарь, знахорь ← «знать»[4] и изначально обозначал человека, знающего своё дело; это производное от слова «знать» связывалось и с врачеванием. "Знахор" есть польским словом [znachor" и состоит из двух слов "zna" - "знает", и "chor"/"choroba" - "болезнь" (в старославянском "хорь"), что означает: человек, знающийся на болезнях;Знахарь, знатец, травник, шептун[5], целитель, согласно народным поверьям, — человек, обладающий врождённым медицинским знанием и использующий его для лечения людей и скота, охраны от разбоя, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и т. п.[6]

С древнейших времён знахарство возникло у всех народов и первоначально не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойствах растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт помощи больному и ухода за ним. Широко использовались ритуальные обряды (загово́ры, заклинания и др.). Воспринимались они как необходимые и часто оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Многие из широко применявшихся средств и методов (черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на повреждённую конечность, массаж и др.) оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину.

По мере накопления положительного опыта возникли различные специализации среди знахарей — лечителей, избравших определенные направления в своей деятельности, которые преимущественно передавались из поколения в поколение. На Руси в знахарской среде существовали специальности:

До возникновения в конце XIX века земской медицины знахарь был единственным источником медицинской помощи для русских крестьян[7]. Целители принимали больных как за деньги, так и в расчёте на иные подношения — например «за чарку и угощение в кабаке»[7]. Многие знахари соединяли лечение с наговором, то есть произносили над больным заговорно-заклинательные тексты, канонические молитвы и апокрифы[8]. Причинами большинства болезней знахари считали чьё-то колдовство (порча, сглаз), действие злых духов, испуг.

Из материалов судебных процессов середины XVIII века известно, что знахари заваривали сенную труху по «отцову научению» и давали травы «от сердечной болезни пить в воде и есть во щах»[8]. Крестьянка из-под Путивля сказывала, что, «от воловьих-де ран, ловя в поле кротов и убив, суша их, те сушеные кроты прикладывала к тем ранам, и от тех-де трав и крота иногда тем людем, так же и от крота волам от ран и польза бывала»[8]. Коломенский коновал Трофим Жеребец лечил