Цензура в Белоруссии


Цензура в Республике Беларусь — контроль государственных органов Республики Беларусь за содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагает вредными или нежелательными.

Свободу слова в Белоруссии гарантирует Конституция Республики Беларусь и другие законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации. Согласно ст. 33 Конституции, «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются»[1].

Однако, по мнению белорусских и зарубежных критиков президента Александра Лукашенко, его приход к власти в 1994 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ[2][3][4][5]. Основные источники информации для населения — телевизионные каналы Беларусь 1, ОНТ и СТВ находятся под контролем государства, которое, по мнению тех же оппозиционеров и многих зарубежных наблюдателей, проводит на них политику, несовместимую с плюрализмом. В частности, на государственных телеканалах и радиостанциях не предоставляется слово представителям белорусской оппозиции.

В 2011 году наличие цензуры стало одним из оснований для официального разрыва отношений со страной со стороны Deutsche Bank и Royal Bank of Scotland[6].

В ответ на протесты в Белоруссии (2020—2021) весной 2021 года были приняты поправки в законы о СМИ, массовых мероприятиях, противодействии экстремизму, органах внутренних дел, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс[7]. По мнению экспертов, пакет нормативных актов, с осуждением которого выступил Комитет защиты журналистов, ещё сильнее ущемляет свободу слова и право на распространение информации[7]. По словам Андрея Бастунца, председателя Белорусской ассоциации журналистов, поправки были введены, чтобы узаконить репрессивные практики по отношению ко СМИ, что стали массово применяться с 2020 года при игнорировании норм конституции и международных договоров[7]. Многие формулировки в законах, по мнению экспертов, намеренно размытые, чтобы можно было практически любую непонравившуюся публикацию квалифицировать как правонарушение, например нанесение вреда национальным интересам[7]. При этом, что такое «национальный интерес», определяют чиновники, отождествляя понятие с интересами сохранения режима Лукашенко[тарашк.][7]. В частности, де-факто введён запрет на стримы с несанкционированных акций (при том что получить санкцию на них оппонентам режима немыслимо)[7].