Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта


Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик — государственный орган СССР с правами объединённого народного комиссариата Союза ССР (в ранге министерства), ответственный за планирование, руководство и регулирование дорожного хозяйства и автомобильного транспорта, для контроля за состоянием и эксплуатацией транспортных средств в автомобильных хозяйствах всех ведомств Союза, а также транспортно-эксплуатационного и складского дела в СССР.

Сокращённые названия, применяемое в литературе — ЦУДорТранс при СНК СССР, ЦУДорТранс, ЦУДОРТРАНС, Цудортранс[1].

Управление также называлось, в отдельный период — Всесоюзное центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик[1] (13 января 1932—193?).

Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик было организовано Постановлением ЦИК и СНК СССР, от 3 июня 1931 года, как самостоятельной организации с правами народного комиссариата СССР, с сохранением ранее существовавших республиканских, краевых, областных и районных органов отвечавших за шоссейные и грунтовые дороги и автомобильный транспорт в этих регионах. Целями создания ЦУДорТранс при СНК СССР были «задачи руководства, планирования и регулирования дорожного хозяйства и автомобильного транспорта, а также транспортно-эксплуатационного и складского дела» (постановление ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1931 года).

Но до этого времени ЦУДорТранс находился в составе НКПС СССР (Цудортранс Народного комиссариата путей сообщения[2]) и был так назван в 1929 году (Постановление ВЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1928 года) при преобразовании из ЦУМТа (Центрального управления местного транспорта) который был создан, декретом СНК, от 7 июля 1921 года, при Наркомате путей сообщения в целях объединения руководства и учёта средств местного транспорта, установления основных принципов его использования, рациональной и единообразной организации эксплуатации, снабжения и ремонта трамваев, автомобилей и мотоциклов. В ведение ЦУМТа были переданы автомобильные и трамвайные перевозки грузов и пассажиров, ремонт подвижного состава, погрузочно-разгрузочные работы.