Центр имени Всеволода Мейерхольда


Центр имени Всеволода Мейерхольда (ЦИМ) — московский театрально-культурный центр, основанный в 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию Всеволода Мейерхольда и её председателя режиссёра Валерия Фокина. С 2001 года располагался в собственном здании на Новослободской улице, 23[1][2].

ЦИМ позиционирует себя как культурный центр и государственную площадку для независимых театральных компаний. Залы центра сдаются в аренду для проведения фестивальных спектаклей, съёмок телепередач, церемоний вручения премий и т. д., но основная задача центра — дать пространство для художественного высказывания резидентам. Помимо собственно театральных событий, в центре проводятся дискуссии, презентации, концерты и образовательные кружки для горожан.

Художественный руководитель — Дмитрий Волкострелов (2020—2022), директор — Елена Ковальская (2013—2022).

Идея создания театра, осуществляющего свою творческую деятельность за счёт коммерческих проектов, возникла у главного режиссёра московского Театра имени Ермоловой Валерия Фокина в 1986 году. Прототипом послужил театр «Пикколо ди Милано», который совмещал зрительный зал, музей, библиотеку, магазины и офисы. Изначально Фокин планировал создать подобное культурно-общественное пространство с собственной сценой, кафе и гостиницей на базе Театра Ермоловой. Разногласия в труппе о необходимости реорганизаций привели к распаду коллектива на одноимённые театр и центр. Тем не менее совместная работа организаций в здании театра на Тверской улице оказалась невозможной, и в 1992 году Фокин покинул свою должность[1].

Одновременно в 1988 году Фокин был назначен председателем Комиссии по творческому наследию Всеволода Мейерхольда, имя которого ассоциируется в театральной среде с экспериментальным творчеством. И свой замысел театра, ориентированного на новаторские постановки, Фокин решил реализовать на базе Центра имени Мейерхольда. Он был создан в 1991 году при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России. Через год в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялось официальное открытие ЦИМ, на котором был представлен макет будущего здания[3]. По задумке архитектора Владилена Красильникова, фасад одного из корпусов декорировали художественной композицией по мотивам мейерхольдовского спектакля «Великодушный рогоносец». Подвижную конструкцию из стилизованных мельничных крыльев и кругов закрепили на шестом этаже, акцентировав архитектурной подсветкой. Нижние этажи комплекса в стиле постмодернизма облицевали мрамором, угловую башню, вынесенную на колонны первого яруса, оформили стеклянным фасадом. Самый высокий корпус, расположенный с внутренней части здания, выделили под гостиницу. Напротив него предполагали разместить театральное крыло, декорированное круглыми оконными проёмами и облицовкой зелёного мрамора[2].