Цербер


Це́рбер[1] (лат. Cerberus), или Ке́рбер[2] (др.-греч. Κέρβερος) — трёхголовый пёс, охраняющий выход из царства мёртвых в Аиде; порождение Тифона и Ехидны. Он не позволяет умершим возвращаться в мир живых, а живым посещать мёртвых. В одном из мифов пса очаровало пение Орфея, который спустился в Аид за своей женой Евридикой. Похищение Цербера стало последним подвигом Геракла. Герой спустился в царство мёртвых, получил разрешение от богов подземного мира вывести трёхголового пса при условии, что сможет одолеть его голыми руками. Геракл смог укротить Цербера, после чего доставил его к Еврисфею и, показав чудовище микенскому царю, вернул обратно в мир мёртвых.

Этимология этого имени Цербер не выяснена. Существует несколько версий. По одной из них оно имеет взаимосвязь с санскр. सर्वरा sarvarā, эпитетом одного из псов бога Ямы, через праиндоевропейское *ḱerberos «пятнистый»[3]. Другая этимология предложена Брюсом Линкольном. Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr), известного из скандинавской мифологии, возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r)[4].

Античные писатели возводили происхождение слова к «creoboros» (пожирающий мясо)[5], «Ker berethrou» (зло ямы)[6], Κῆρες (души умерших) и βιβρώσκω (пожираю), синониму слова «опасность»[2] и другим сочетаниям, которые не подтверждаются современными лингвистами.

Первое упоминание о псе Аида без указания имени в древнегреческой литературе содержится в «Илиаде» Гомера[7][8]. Его имя впервые зафиксировано в «Теогонии» Гесиода. Там он представлен сыном Ехидны и Тифона, чудовищным псом о пятидесяти головах[9][8]. В различных античных источниках количество голов может различаться (от одной до ста), как и вид Цербера[10]. На самых древних изображениях у Цербера две головы[11]. Его образ могли дополнять змеёй вместо хвоста, змеями на спине, шее и животе. В поздней Античности установилось представление о Цербере как о трёхглавом псе, причём средняя голова могла быть львиной[2].

Цербер стоял у ворот преисподней и выполнял роль стража. Мёртвых он не выпускал, а живых не впускал[12][13]. Такое представление о загробной жизни в Древней Греции повлияло и на особенности похорон. В руку умершего перед захоронением вкладывали медовую лепёшку для Цербера[14].

В греко-римской мифологии около 15 персонажей посетили и покинули живыми Аид[15]. В двух случаях античные писатели описали их встречу с Цербером. Орфей, пытаясь спасти Эвридику, спустился в царство мёртвых. Своим пением он очаровал перевозчика через Стикс Харона, Цербера, судей и самого бога Аида[16][17].