Церковь Востока


Це́рковь Восто́ка (сир. ܥܕܬܐ ܕܡܕܢܚܐ ʿĒ(d)tāʾ d-Maḏn(ə)ḥāʾ), известная также как Несторианская церковь, Персидская церковь; (арам. ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ) — историческая христианская церковь восточно-сирийского обряда, возникшая среди арамеоязычного населения Месопотамии в I веке[⇨]. Являлась частью сирийской традиции восточного христианства, считаясь единственной представительницей так называемого несторианского направления христианства. Церковь Востока возглавлял католикос-патриарх Востока. Единая Церковь Востока фактически прекратила существование после раскола в XVI веке.

По географическим и политическим причинам догматическое развитие Церкви Востока происходило изолированно от остального христианского мира. В спорах между двумя крупнейшими богословскими школами античности, александрийской и антиохийской, Восток тяготел к последней. Оригинальные идеи ранних богословов Церкви Востока: Афраата Персидского, Ефрема Сирина и Нарсая Нисибийского были тесно связаны с концепциями учителей антиохийской школы Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Нестория. По причине удалённости на Востоке рецепция принятых на западных соборах решений происходила с запозданием. Только в 410 году были признаны каноны Первого Вселенского собора 325 года, а в 420 году ряда других важных поместных соборов IV века. Церковь Востока отвергла решения Третьего Вселенского собора, отказавшись анафематствовать Нестория и фактически приняла близкое к несторианству учение[1][⇨]. Вследствие накопившихся терминологических разногласий вероопределение Халкидонского собора 451 года было признано на Востоке запутанным и не точным. Окончательному разрыву с миафизитскими и халкидонскими церквями способствовало военное и политическое противостояние Византии и сасанидского Ирана. В начале VII века крупнейший сирийский богослов Бабай Великий окончательно оформил синтез восточно-сирийского арамеоязычного и антиохийского грекоязычного богословия, приведший к официальному принятию Церковью Востока богословской формулы «две при­ро­ды, две кно­мы в од­ном ли­це и од­ной во­ле Хри­ста» на Поместном соборе 612 года[5]. В отличие от Византии, восточно-сирийские богословы не смогли систематизировать догматику своей церкви. В целом, богословское наследие Церкви Востока достаточно разрозненно, и включает преимущественно поэтические произведения сирийских авторов и постановления Поместных соборов Церкви[6].