Церковь Симеона и Анны (Санкт-Петербург)


Цéрковь Симео́на и А́нны (полное название — церковь Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) — приходской православный храм в Санкт-Петербурге, на углу улиц Белинского и Моховой, памятник архитектуры, один из старейших храмов города. Относится к Центральному благочинию Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Бывший капитульный храм ордена Святой Анны.

Церковь Симеона и Анны близ берега реки Фонтанки была тезоименитским храмом императрицы Анны Иоанновны. Первая деревянная церковь на этом месте заложена в 1712 году и освящена в 1714 году в честь рождения дочери Петра I — Анны. Над южным порталом церкви красуется картуш с личным гербом императрицы Анны Иоанновны. Построена в период с 1728 по 1734 год по проекту архитектора Михаила Земцова[2].

От названия церкви происходят прежние наименования улицы Белинского и моста Белинского — Симеоновские.

Церковь примечательна тем, что в целом выдержана в традициях стиля петровского барокко, но с показательным для времени политической реакции и застоя аннинского периода русской истории, отходом от новаций петровской эпохи к старорусским традициям. Вместо башенного (западноевропейского) типа колокольни, как в Петропавловском соборе, Земцов использовал ярусный тип колокольни и жёстко отграничил на старорусский лад объём трапезной. Одновременно в архитектуре церкви заметны элементы классицизма. Помощником Земцова на строительстве церкви был Иван Бланк, лепку интерьера осуществил тессинец Иньяцио Лодовико Росси[3].

27 января 1734 года состоялось торжественное освящение новой трёхпридельной каменной церкви с 47-метровой колокольней. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Германом ван Болесом[4].

Главный алтарь освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый — во имя Архангела Михаила, а левый — Ефрема Сирина. Основной объём завершён высоким световым барабаном, увенчанным гранёным куполом сложного рисунка. Четырёхъярусный резной иконостас по рисунку архитектора исполнил резчик Конрад Ган, лепку сделал Игнатий Росси, образа написали художники Андрей Матвеев и Василий Василевский при участии Василия Ерошевского, Александра Захарова и А. М. Поспелова, работавших в придворной конторе[5].