Церковь Троицы в Никитниках


Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — православный храм в Тверском районе Москвы, эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями, а ныне огорожена забором[1]). Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годах был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы[2]. Источники упоминают о строительных работах в 1631—1634 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение сохранившейся церкви, среди учёных идёт дискуссия.

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось крыльцо, симметричное южному, был искажён пристройками.

Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Божией Матери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. К 250-летию этого события в подклете Грузинской иконы Божией Матери был освящён особый придел (1903, архитектор Виктор Веригин[3]). Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка — «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.

Не обходили церковь своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнёс в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. В апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нём надо произвести[4].

В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934-м передан в состав Государственного исторического музея. В 1923—1941 годах здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года — музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом.