Цзяцзин


Чжу Хоуцун (кит. 朱厚熜, 16 сентября 1507 — 23 января 1567) — одиннадцатый император Китая с 1521 по 1567 из династии Мин. Правил под девизом Цзяцзин (嘉靖, Чудесное Умиротворение), посмертное храмовое имя — Ши-цзун (世宗).

Чжу Хоуцун не был императорским сыном. Его отец Чжу Ююань[англ.] (14761519) был четвёртым сыном Чжу Цзяньшэня (императора Чэнхуа), и, как было заведено в Минской империи, был отправлен жить подальше от столицы, в выделенное ему имение в тогдашней провинции Хугуан (близ современного города Чжунсян (Zhongxiang), пров. Хубэй); ему был дан титул князя Сян (Сян-вана). Получил классическое конфуцианское образование.

В мае 1521 года после смерти бездетного императора Чжу Хоучжао его 14-летний двоюродный брат Чжу Хоуцун был доставлен из Хугуана в Пекин и занял императорский престол под именем Цзяцзина. Получил трон при помощи вдовствующей императрицы Цзянь И и главы «Внутридворцового кабинета» (Нейге) Ян Тинхэ.

Поскольку до своего правления Чжу Хоуцун находился вне придворной жизни, то, вступив на трон, старался сосредоточить как можно большую власть в собственных руках. Своё царствование он начал с устранения от дел и казни фаворитов бывшего императора — сановников Цзянь Нина и Цзянь Биня, а также ряда других высокопоставленных чиновников. Это было связано с противостоянием чиновников и ученыx по вопросу наследования трона. Дело в том, что Чжу Хоуцун был сыном наложницы. А в соответствии с конфуцианскими канонами его сын не имел права на наследование трона, а также сам император не мог называть имени своего настоящего отца, в качестве него через некоторое время вынужден был называть отцом своего дядю Чжу Юбиня. Также император не имел прав разместить табличку с именем своего настоящего отца в храме предков. В целом эта перепалка продолжалась около 20 лет. Благодаря репрессиям, в частности, был казнен известный поэт Ян Шэнь. В изменении законов императору Чжу Хоуцуну удалось добиться желаемого — его сын стал наследником, табличка с именем настоящего отца была размещена в храме предков. Борьба высших чиновников с императором способствовала кавардаку в административном аппарате и ослаблению последнего.

В 1539 году Чжу Хоуцун отстранил от должностей крупных государственных секретарей Ян Суна и Ян Шифана, после чего совсем перестал общаться с министрами, полагаясь лишь на евнухов. Влияние последних на императора значительно выросло. Все это способствовало коррупции в империи. Чжу Хоуцун пополнил свой гарем большим количеством малолетних девочек, к которым имел особое пристрастие.

В то же время отдавая предпочтение даосской идеологии, Чжу Хоуцун начал преследования буддистов, влияние которых в стране в то время было довольно значительным. В частности, были конфискованы ценности, накопленные в буддистских монастырях. Последнее объясняется не только чисто идеологическими мотивами, но и стремлением исправить финансовое положение в стране.