Ци Сюй


Об этом художнике известно очень мало. Историк, знаток и критик китайской живописи XI века Го Жосюй оставил в своём труде «Записки о живописи» всего три предложения, посвящённые этому мастеру: «Ци Сюй, родом из Цзяннани, писал цветы, бамбук и перья и пух (т.е. жанр «цветы и птицы»). Особенно удачно изображал буйволов. Он был полон возвышенных устремлений».

Столь же скромно и число дошедших до наших дней произведений художника. В «Индексе» известного американского знатока китайской живописи Джеймса Кэхилла, составленном в 1980 году, числятся всего три произведения Ци Сюя:

В китайской живописи эпохи ранней Сун с родиной художника - Цзяннанью связано появление особого стиля пейзажа, в котором в отличие от северной его разновидности, представленной в творчестве таких мастеров, как Цзин Хао, Дун Юань или Ли Чэн, изображались не столько величественные горные массивы, сколько разливы рек и широта пространства. Судя по свитку Ци Сюя «Пейзаж с буйволами и погонщиками» из музея Гугун в Пекине, художник овладел манерой изображения такого пейзажа, используя его для размещения жанровой сцены - стада буйволов, пасущихся на разлившейся реке. Традиция изображения буйволов берёт своё начало в эпохе Тан (618-907) и связана с именем художника Хань Хуана (723-787). Ци Сюй в своём творчестве соединил обе традиции, создавая жанровые сценки на фоне цзянаньских видов.