Длинный кулак


Длинный кулак (чан-цюань, 長拳) — общее название стилей ушу, использующие «длинное усилие» — чан-цзин, — с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара. Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции, а для удержания дистанции обычно используются как стремительные перемещения по принципу «один шаг — один удар», так и сочетания ударов рук и ног, с частой сменой уровней атаки и высоты стойки. Широко применяются удары ногой в прыжке.

Чан-цюань окончательно сформировался из таких стилей, как ча цюань, хуа цюань, пигуа цюань, тантуй цюань и прочих, во время правления Мао Цзедуна в Китайской народной республике, когда возникла необходимость в объединении и стандартизации стилей ушу для эффективного их преподавания в школах и институтах. Притом, в древности в Китае существовал стиль под названием чаньцюань, который и лег в основу современного; но он известен нам лишь по описанию[1].

Нередко название «длинный кулак» используют как синоним для северных стилей ушу. Деление стилей ушу на «длинный кулак» и «короткий кулак» было введено Ци Цзигуаном и Чэн Цзунфу, при династии Мин, и означало стили, ведущие на дальней и ближней дистаниции. В настоящее время термин «длинный кулак» по-прежнему широко используется в качестве классификатора стилей, в то время как термин «короткий кулак» применяется очень ограниченно.

По альтернативной версии, чан цюань — стили ушу, либо распространённые в районе «длинной реки» — Чанцзян (другое название реки — Янцзы), либо просто использующие длинные и непрерывные движения, то есть «длинные и непрерывные, как река Чанцзян». В этом случае название «длинный кулак» фактически служит синонимом тайцзицюань, и применяется также к различным стилям, имеющим пластику движений аналогичную тайцзицюань.

Для чаньцюань характерен упор на технику ног. В то же время, в пигуа-цюань не столько бьют ногами, сколько непрерывно атакуют руками. Характерная черта «длинного кулака» — преобладание широкоамплитудных маховых ударов атаки над защитой. В современный чаньцюань добавлены элементы прикладной акробатики.

Аналогичный принцип удлинения удара применяется и в савате при нанесении ударов ногой (но не рукой) и является его визитной карточкой, отличающим его от кикбоксинга. Что любопытно, и северные стили ушу, и сават славятся именно своей техникой ног.