Часослов


Часосло́в (часо́вник, часосло́вец, от церк.-слав. часословъ[1]калька от греч. ὡρολόγιον, орологион[2]) — богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия суточного богослужебного круга, предназначенные для исполнения чтецами и певчими. Получил своё название от изложенных в нём чинопоследований часов[2].

Различают два вида часословов — великий (для шести служб) и малый, последний есть сокращение первого. На Руси по «малому» учили читать, и он даже специально издавался с учебной целью[3].

В западной традиции структура службы часов и самого часослова несколько отличается (см. оффиций). Средневековые богато иллюстрированные рукописные часословы[en] для частного пользования — шедевры среди иллюминированных рукописей.

Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе. Название книги ὡρολόγιον верно переводится на славянский как «часовник», это название и было на Руси до Книжной справы, поскольку ὡρολόγιον образовано от слов ὥρα («час») и λέγω («собирать»)[4], то есть сборник служб часов. Название было изменено в середине XVII века, была сделана ошибочная калька, когда вторую часть названия книги λόγιον неверно перевели как «слово». Название книги «часовник» заменили в результате церковной реформы патриарха Никона на «часослов». В настоящее время название книги «часовник» сохранилось у старообрядцев.

Первоначальное составление часослова приписывается преподобному Савве Освященному, включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к часослову сделаны, как полагают, святыми Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV—XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.