Час волка


«Час волка» (швед. Vargtimmen) — шведский психологический фильм ужасов 1968 года, единственный фильм Ингмара Бергмана, который может быть отнесён к жанру психологического хоррора. Главные роли исполнили Макс фон Сюдов и Лив Ульман. Основные съёмки проходили в Ховс Халларе, Стокгольме и Фаре.

Бергман черпал вдохновение из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» и повести Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок», а также из собственных кошмаров. В фильме раскрываются темы безумия, сексуальности и отношений, переданные в сюрреалистическом стиле с элементами фольклора. Также присутствует намёк на легенды о вампирах и оборотнях. Некоторые связывают эту работу с жизнью самого Бергмана и его отношений с Ульман; Бергман сказал, что переживал свой «час волка», когда задумывал эту историю. Первоначально кинокартина получила негативные отзывы в Швеции, но в последующие годы стала считаться одним из самых лучших и значимых фильмов ужасов в истории[1][2].

В руки режиссёра попадает дневник бесследно исчезнувшего художника Йохана Борга. Альма, беременная жена художника, рассказывает в интервью о том, что Борг каждую ночь в «час волка» впадает в какое-то странное состояние.

Переехав на остров Бальтрум, семейная пара Боргов начинает новую жизнь. Йохан делится с Альмой набросками пугающих видений, которые у него были. Своим «демонам» он даёт различные прозвища: Человек-птица, Дама в шляпе, Мужчина-паук и Учитель. По мере пребывания на острове у Йохана усиливается бессонница. Однажды к их дому подходит пожилая женщина и просит Альму прочитать дневник Йохана, который он прячет под кроватью. Из дневника Альма узнаёт, что Йохана преследуют странные незнакомцы, что он видит образ своей бывшей возлюбленной Вероники Фоглер, которой Йохан был одержим.

Барон фон Меркенс, проживающий в соседнем замке, приглашает семейную пару к себе. В замке художник и его жена знакомятся с семьёй барона и мистером Линдхорстом, давним поклонником творчества Йохана. После ужина жена барона проводит супругов в свою спальню, где у неё висит портрет Вероники, написанный Йоханом. У Альмы начинают появляться тревожные мысли: она боится потерять своего мужа. Ночью, во время бессонницы, Йохан рассказывает о «часе волка» — времени между тремя и четырьмя часами утра, когда часто умирают и рождаются люди, времени безумия и кошмаров. Йохан вспоминает о своей детской травме и внезапно рассказывает о произошедшей на рыбалке стычке с мальчиком, в результате которой Йохан с жестокостью убил ребёнка и утопил его в море. Альма шокирована признанием мужа.