Час пик


Час пик (калька с англ. peak hour) — временные промежутки, когда в городах происходит наиболее массовое передвижение людей, чаще всего от мест их проживания к местам работы и учёбы — утром (примерно с 7 до 9 часов) или в обратном направлении — вечером (примерно с 17 до 19 часов).

Час пик обыкновенно случается в будние дни. В периоды хорошей погоды час пик возможен также и в выходные дни на выезде из городов, когда большинство людей спешит выехать на природу. В это время резко возрастает нагрузка на общественный транспорт, автотранспортные магистрали и пригородное железнодорожное сообщение. Возможно переполнение общественного транспорта, образование заторов на трассах. Для снижения пиковых нагрузок транспортной сети (путём перераспределения их на больший период времени) применяется разнесение часов работы (например, в Москве) и выходных дней (например, в Японии) для разных учреждений и организаций.

Термин очень широк, но часто относится конкретно к частному автомобильному транспортному трафику, даже при наличии большого объёма автомобилей на дороге, но не такого большого количества людей, или если объём соответствует норме, но есть затор. По аналогии с автомобильным движением термин «час пик в Интернете» используется для описания периодов пикового использования сетей передачи данных, что приводит к повышению пинга и потере пакетов данных.

Иногда это название используется неправильно, поскольку пиковый период часто длится более одного часа, а «пик» относится к объёму трафика, а не к скорости его потока. Час пик может быть с 06:00 до 10:00 и с 15:00 до 19:00. Периоды пикового трафика могут варьироваться от страны к стране, от города к городу, от региона к региону и в зависимости от сезона, например сезон отпусков.

Частота движения общественного транспорта обычно выше в час пик, могут использоваться более длинные поезда или более крупные транспортные средства. Однако увеличение пропускной способности меньше, чем увеличение количества пассажиров, из-за ограничений на доступные транспортные средства, персонал и, в случае железнодорожного транспорта, пропускную способность пути, включая длину платформы. В результате скопление людей может заставить многих пассажиров встать, а другие не смогут подняться на борт. Недостаточная пропускная способность может сделать железнодорожный транспорт менее привлекательным, что приведёт к увеличению использования автомобилей и частичному перемещению заторов на дороги.

Управление спросом на транспорт, например, ценообразование на дорогах или плата за пробки, призвано побудить людей изменить время поездки, чтобы минимизировать заторы. Точно так же плата за проезд в общественном транспорте может быть выше в периоды пиковой нагрузки; это часто представляется как пик от скидки для отдельных тарифов на проезд. Абонементы или билеты на несколько поездок, продаваемые со скидкой, обычно используются пассажирами пригородных поездов в часы пик и могут отражать или не отражать разницу в тарифах на час пик.