Чаупхрая


Чаупхра́я (Мена́м)[1][2], ранее — Мена́м[3], Менама[4][5] (устар. Менам-Чао-Прая[6]; тайск. แม่น้ำเจ้าพระยา [mɛːnɑ̂m tɕâwpʰraʔjaː], букв. «царь-река») — река на полуострове Индокитай.

Крупнейшая[6] река Таиланда наряду с Меконгом. Длина около 1200 км, площадь бассейна около 150 тысяч км²[6]. Ранее различные участки реки носили различные названия. Современное название произошло из-за того, что в Самутпракане, около устья реки, в аюттхайский период истории Таиланда, находилась резиденция чиновника (титул Чау-Пхрая), отвечавшего за безопасность находящейся выше по реке Аюттхаи. Иностранные моряки стали называть нижнюю часть реки «Менам-Чау-Пхрая», а впоследствии сократили до «Менам». В 1850 году король Таиланда Рама IV вынужден был издать специальный указ, присвоив всей реке название Менам-Чау-Пхрая[7].

Река образуется в результате слияния рек Пинг и Нан у города Накхонсаван. Протекая 372 км с севера на юг страны по Менамской низменности, Чаупхрая впадает в Сиамский залив Южно-Китайского моря. На реке расположены города Накхонсаван, Утхайтхани, Чайнат, Сингбури, Ангтхонг, Аюттхая, Патхумтхани, Нонтхабури, Бангкок и Самутпракан. Длина речной системы около 1,2 тыс. км.[источник не указан 1748 дней]

Река судоходна, полноводна с мая по ноябрь — в период муссонных дождей, воды реки используются в ирригационном земледелии (рисоводство).[источник не указан 1748 дней]

В устье Чаупхраи расположена дельта, которая благодаря наносам смещается в море на 30—60 см в год.[источник не указан 1748 дней]

В Аюттхайский период, с XIV века, использовалась как главная водная артерия страны. Торговые корабли должны были подниматься по реке от Сиамского залива до Аюттхаи. При этом они сталкивались с рядом трудностей[8]. Во-первых, сложно было найти устье реки. Так, корабль, на котором плыл португальский поэт Луис де Камоэнс, по ошибке зашёл в другую реку, где, не имея лоции, сел на мель. Более того, река имела три устья, но лишь одно подходило для плавания тяжёлых торговых кораблей. Даже в этом русле находилась пересекающая всю его ширину отмель, на глубине около 5 метров. Через отмель был прорыт канал, отмеченный шестами. Часть кораблей, особенно европейских, не решалась проходить через отмель, и перегружала товар на нанятые джонки. В этом случае большая часть команды оставалась ждать новый товар в устье реки.