Человек без имени (персонаж)


Человек без имени (итал. Uomo senza nome) — персонаж, сыгранный Клинтом Иствудом. Он является главным героем «Долларовой трилогии» Серджио Леоне, состоящей из спагетти-вестернов «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Персонаж стал узнаваем благодаря своему культовому пончо, коричневой шляпе, ковбойским сапогам, привычке курить сигариллы и молчаливости. В первом фильме персонажа зовут Джо, но он никогда не называет своего имени, даже когда его спрашивают, а другие персонажи дают ему клички. Когда Клинт Иствуд получил премию Американского института кинематографии имени Ирвинга Тальберга в 1996 году, Джим Керри произнёс вступительную речь и сказал: «У Человека без имени нет имени, поэтому мы могли бы вписать своё». В 2008 году журнал Empire выбрал «Человека без имени» в качестве 43-го величайшего кинематографического персонажа всех времён. Популярность персонажа вызвала серию побочных книг, названных серией «Доллары» из-за общей тематики в их названиях.".

«За пригоршню долларов» был непосредственно адаптирован с фильма Акиры Куросавы «Телохранитель». В результате судебного иска за нарушение авторских прав создатели неофициального ремейка были вынуждены выплатить Куросаве 100 000 долларов и 15 % от сборов от проката фильма, а также уступить права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. Герой Иствуда имел явное сходство с персонажем Тосиро Мифунэ: тихие, грубые, эксцентричные незнакомцы с сильным, но неортодоксальным чувством справедливости и необыкновенным мастерством использования определённого оружия (в случае с Мифунэ — катана, а с Иствудом — револьвер и винтовка).

Как и западный персонаж Иствуда, Мифунэ играет героя без имени. У японского аналога был псевдоним Сандзюро Кувабатаке (что означает «тридцатилетнее поле шелковицы»), ссылка на его возраст. Руки Человека Без Имени редко попадают в поле зрения зрителя, как и руки персонажа Мифунэ — тот обычно прячет руки под кимоно, оставляя рукава пустыми. Иствуд видел фильм Куросавы и был под впечатлением от персонажа. Во время съёмок он не подражал исполнению Мифунэ сверх того, что было в сценарии. Он также настаивал на том, чтобы убрать некоторые диалоги в оригинальном сценарии, делая персонажа более молчаливым и загадочным. По мере развития трилогии персонаж становился стойким и менее разговорчивым.