Челябинский тракторный завод


Челя́бинский тра́кторный заво́д (до 6 октября 1941 года — Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина, до 20 июня 1958 года — Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске[2], с 10 ноября 1971 по 1 октября 1992 года — производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина») — это группа компаний: ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» занимается производством дизельных двигателей, а ООО «ПК «ЧТЗ» производством и продажей широкой гаммы гусеничной дорожно-строительной техники (тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков). За вклад в Победу СССР в Великой Отечественной войне в народе был назван гордым именем «Танкоград»[3][4].

Численность работающих — более 5 200 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,2 км2.

Строительство тракторного завода в Челябинске предусматривалось первым пятилетним планом на 1928—1932 годы, принятым пятым Съездом Советов СССР. 29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США)[5], спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929—1933 годов — заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (1869—1942)[6]. С советской стороны проектирование вели архитекторы А. С. Фисенко, В. Швецов и А. Величкин[7][8]. Строительство велось трестом «Тракторострой» созданным в 1929 году[9]. Руководителем треста Ловиным К. П. в марте 1930 года в Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск тракторплэнт» и к 1 июня 1930 года был разработан генеральный план завода на основе эскизного проекта Ленинградского проектного института «Гипромез»[10][11]. Бюро состояло из 40 специалистов из СССР и 12 из США. В конце 1930 года строительство находилось под угрозой из-за разного рода возникших трудностей, в связи с чем было принято постановление ЦК ВКП (б) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», контроль за выполнением которого было возложено на Шверника Н. М[12].

15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л. с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн.