Черкасов, Мокей Романович


Моке́й Рома́нович Черка́сов (около 1670 −1731) — русский судостроитель петровского времени, галерный мастер, построил более 100 галер, скампавей и прамов для флота Петра I, первым из русских судостроителей освоил строительство галер французского типа, участник Гангутского сражения.

Мокей Черкасов родился в приладожской деревне Олонецкого уезда приблизительно в 1670 году. С 1703 года работал «записным» плотником на Олонецкой верфи, где под руководством галерного мастера Юрия Русинова участвовал в постройке «государевой» галеры, которую заложил лично царь Пётр I[1].

В декабре 1706 году ученик галерного дела Черкасов самостоятельно заложил свою первую галеру на Олонецкой верфи, которую построил в 1707 году[2]. Пётр I, обратив внимание на умелого и сметливого плотника, распорядился отдать Мокея Черкасова в ученики галерному мастеру Николаю Муцину, который строил суда на Галерном дворе Санкт-Петербурга. Под руководством Н. Муцина Черкасов проработал до 1713 года[1]. В 1713 году с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург на Галерный двор был переведён Юрий Русинов, который взял себе в помощники Мокея Черкасова. В мае того же года Черкасов был послан в Новгородский и Старорусский уезды для заготовки леса на постройку новых скампавей[3].

В июле 1714 году решением Адмиралтейств-коллегии Черкасов был произведён в подмастерья скампавейного дела и во главе команды из восьми плотников был направлен на эскадру генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, для ремонта галер и скампавей, готовящихся к морскому сражению с кораблями шведов в период Великой Северной войны. В течение двух месяцев продолжался переход Галерной эскадры Апраксина шхерными фарватерами к рейду Твермине у полуострова Ганге-Удд (Ханко). В ходе похода ремонтная команда Черкасова ежедневно чинила повреждённые при посадке на мель или от столкновения суда эскадры[1][4].

Для внезапности нападения Пётр I решил обойти шведскую эскадру Густава Ватранга. Он принял решение часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной в 2,5 километра. Для выполнения этого замысла он приказал построить «переволоку» (деревянный настил). Пётр вместе с Черкасовым детально разработал конструкцию волоков, и команда Черкасова в короткий срок оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания скампавей, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на воду на другой стороне перешейка[1].