Черниговская и Новгород-Северская епархия


Черниговская и Новгород-Северская епархия (укр. Чернігівська і Новгород-Сіверська єпархія) — епархия Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Черниговская епархия основана в 991 году, одна из древнейших епархий в Киевской митрополии Константинопольского патриархата. С 1069 г. или 1070 г. до смерти в около 1085 г. владыка Неофит имел сан митрополита Черниговского[1].

Сначала епархия называлась Черниговской и Рязанской. В её состав входили земли современной Черниговской, Сумской и Киевской области современной Украины, а также Брянской, Орловской, Калужской, Курской, Тульской, Владимирской, Смоленской, Рязанской и Московской областей России, Могилёвская область Белоруссии.

Позже на северных землях епархии учредили Рязанскую епархию (1118), Смоленскую (1137), Владимирскую (1214), а следовательно епархия начала именоваться просто Черниговской.

Во время литовского и затем литовско-польского владычества в Юго-западной России, Черниговская епархия утратила своё прежнее значение и много лет находилась в ведении других епархий (например, Смоленской); восстановление её совершилось, далеко не в прежних размерах, около 1620 г. при епископе Зосиме (Прокоповиче), проживавшем большей частью в Киеве. Преемник его — известный Лазарь Баранович, в 1667 г. возведенный в звание архиепископа черниговского и северского, был одним из самых видных устроителей Черниговской епархии. В первой половине XVIII в. в Черниговской епархии было 16 мужских и 4 женских монастыря. На 22 года (1775—1797) от неё отделилась Новгород-Северская епархия. Объём, равный объему Черниговской губернии, епархия получила в 1803 г. В числе Черниговских иерархов были св. Феодосий Углицкий, открытие и чествование мощей которого происходило в 1896 г., и Филарет (Гумилевский).[2]

Историк Алексей Беглов приводит такую фразу из письма духовенства Черниговской епархии от июня 1917 года с описанием того, как происходит реализация выборного начала, начавшаяся с февральской рефолюции: «Вышибленные [из приходов] пастыри, реже псаломщики и дьяконы десятками идут до своего архипастыря. Последний предлагает найти свободный приход и доставить приходский приговор о принятии пастыря прихожанами»[3].