Чесменская галерея


Чесме́нская галере́я — парадный зал Большого Гатчинского дворца. Галерея создана по проекту итальянского архитектора В. Бренны на месте нескольких комнат А. Ринальди во второй половине 1790-х годов, при перестройке дворца под императорскую резиденцию Павла I. По своему смысловому содержанию галерея предназначалась для прославления русского оружия и была названа в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года, во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Чесменская галерея стала одним из целого ряда мемориалов, посвящённых победе в сражении, наряду с другими памятниками, зданиями, дворцовыми интерьерами в пригородах Санкт-Петербурга[⇨].

Галерея была оформлена в стиле классицизма, ведущую роль в её отделке играли лепка и позолота. Центральное место в интерьере занимали три больших полотна с изображениями эпизодов Чесменского боя, которые и дали название галерее. Они представляли собой копии с произведений немецкого художника Я. Ф. Хаккерта, созданных в начале 1770-х годов специально для Чесменского зала Большого дворца в Петергофе[⇨]. Галерея Бренны в Гатчине была в числе самых пышных и торжественных помещений дворца. Она оценивается искусствоведами как одно из высших достижений в творчестве итальянского архитектора и причисляется к лучшим интерьерам павловского времени[⇨].

Чесменская галерея была уничтожена пожаром в 1944 году, во время Великой Отечественной войны. Дискуссии о восстановлении этого зала начались практически сразу же после его гибели, однако лишь в 1970-х годах был воссоздан объём помещения. Фрагментарное восстановление интерьера с консервацией остальной части галереи было проведено только в 2018 году[⇨].

Большой Гатчинский дворец строился по проекту итальянца Антонио Ринальди в период с 1766 по 1781 год. По бокам от трёхэтажного центрального корпуса дворца были возведены одноэтажные флигели в форме каре, соединявшиеся с главным корпусом двухэтажными полуциркульными (полукруглыми) переходами. На втором этаже этих переходов один из фасадов — со стороны главного двора дворцового комплекса — был решён в виде открытых галерей с двойной колоннадой. В общем замысле здания полуциркули, как и каре, играли подчинённую роль, помещения, располагавшиеся в них (в частности, со стороны паркового фасада), имели утилитарное назначение. Отделка этих помещений, по-видимому, не представляла художественного интереса[1].