Четвёртый крестовый поход


Четвёртый кресто́вый похо́д — крестовый поход в 12021204 годах. В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III.

Изначально крестоносцы намеревались направиться через море в Египет. Для этого они наняли корабли у «Королевы морей» — Венеции, — намереваясь собраться на одном из её островов. Венецианский правитель (в то время именуемый дожем) Энрико Дандоло потребовал за перевозку огромную сумму — 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Крестоносцы явились в назначенный срок не в полном составе и не смогли собрать такую сумму. Венеция в это время вела ожесточённую борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев, рассмотрев их услуги в военном ремесле в счёт уплаты долга за простой кораблей. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол.

В 1204 году «освободители Гроба Господня» (места, где был погребён Иисус Христос) штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, рыцари стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с ними священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий; погибли многие христиане-горожане.

События Четвёртого крестового похода запечатлели в своих хрониках как непосредственные участники осады Константинополя — рыцари Жоффруа де Виллардуэн, Робер де Клари, епископ Сикард Кремонский и священник Аноним из Хальберштадта, так и их клирики-современники Гунтер Пэрисский и Альберик из Труа-Фонтен, опиравшиеся в своих рассказах не на собственные впечатления, а на свидетельства очевидцев. Дополнением к их трудам служат послания участника взятия Константинополя Гуго де Сен-Поля, а также сведения, приводимые английским монахом-цистерцианцем Ральфом Коггсхоллским и венецианским хронистом Мартино да Канале, значительно менее объективные, особенно в отношении второго. Из авторов восточных заслуживают внимания византийские историки Никита Хониат, Николай Месарит и арабский автор Ибн аль-Асир.