Четыре благородные истины


Четыре благородные истины, четыре истины святого (санскр. чатвари арья-сатьяни, пали чаттари ария-саччани, тиб. пакпе ден ши) — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал Будда Шакьямуни, и кратко их можно изложить так[1]:

Они приводятся «Сутре запуска Колеса Дхармы» (Палийский канон, Саньютта-никая, 56.11), излагающей первую проповедь Будды. Формулировки четырех благородных истин сопоставимы с формулировками врача, ставящего больному диагноз и назначающего лечение: 1) констатация болезни и постановка диагноза; 2) причина болезни, этиология и патогенез; 3) прогноз, указывающий на возможность исцеления; 4) курс лечения, прописанный больному[8][9][10][11].

Буддологи д-р филос. наук В. Г. Лысенко и д-р филос. наук И. С. Урбанаева отмечали, что санскритское слово satya (пали sacca), которое переводится обычно как «истина», в данном контексте означает не «соответствие знаний реальности» или «логически обоснованное и отражающее субъективный уровень понимания реальности убеждение» (как в западноевропейской философии), а саму реальность, «экзистенциальный факт реальности»[6], «реально существующую вещь», «факт бытия»[12]. Четыре «истины-реальности» не являются для буддиста предметом веры, они требуют активного к себе отношения: 1-я истина требует понимания, 2-я — отбрасывания, 3-я — осуществления, 4-я — следования[11].

Четыре благородные истины указаны в качестве объектов медитации в тхеравадинской «Висуддхимагге»[13], дацанской литературе тибетского буддизма[14] и других текстах.

Все жизнеописания Будды упоминают, что четыре благородные истины были познаны им в местечке Бодхгая, расположенном примерно в 10 км к югу от города Гая (Индия, штат Бихар)[15] под древом бодхи в ночь Просветления: в 14-й день месяца вайщакха, в полнолуние[16]. По легенде Мара всю эту ночь яростно препятствовал Шакьямуни творить духовный подвиг: насылал на него толпы злых духов, отправлял к нему своих соблазнительных дочерей, обрушивал на него землетрясение и ураганы (согласно некоторым текстам, дочери Мары явились соблазнять Будду через ночь после Просветления). Но Шакьямуни охраняли десять совершенных качеств, обретенных им в этой и прошлых жизнях: щедрость, нравственная чистота, способность к отречению, интуитивная мудрость, самоотверженность, терпение, правдивость, решимость, любовь и сострадание ко всем живым существам, невозмутимость. Бодхисаттва остался непоколебим, и бог зла Мара отступил. «Вечером под древом сидел Гаутама, а утром следующего дня с сиденья поднялся Будда.»[17]