Чистяков, Павел Петрович


Па́вел Петро́вич Чистяко́в (23 июня [5 июля1832, село Пруды, Тверская губерния, Российская империя11 ноября 1919, Детское Село, Петроградская губерния, РСФСР) — русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств.

Павел Чистяков родился 23 июня (5 июля1832 года в селе Пруды Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне Краснохолмский район Тверской области) в крестьянской семье. Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме и Бежецком уездном училище (1848). Своим развитием в немалой степени обязан отцу, понимавшему важность просвещения.

В 1849 году поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Учился у профессора П. В. Басина. За время учёбы получил две малые (1853, 1857) и две большие (1855, 1858) серебряные медали за этюды и рисунки с натуры. В 1860 году за картину «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву» (1861, НИМ РАХ) получил малую золотую медаль 1-го достоинства.

В 1861 году окончил Академию с большой золотой медалью, которую получил за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного срывает пояс с драгоценными каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели неправильно» (1861, ГРМ) с правом поездки заграницу в качестве пенсионера Академии. До отъезда некоторое время преподавал в Петербургской рисовальной школе для приходящих[1].

С 1862 года — за границей; посетил Германию, работал в Париже и Риме. По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя, главным образом, преподавательской деятельности, очень редко выставлял новые произведения. В своем творчестве П. П. Чистяков «стремился к драматизации исторического сюжета, к психологической насыщенности образного строя» («Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Тёмного срывает пояс с драгоценными каменьями (с Василия Косого)…», 1861. (ГРМ), «Боярин», 1876. (ГТГ); «Портрет матери художника», 1880. (ГРМ).

Ассистент профессора Императорской Академии художеств (1860—1862). В 1872 году определён на должность адъюнкт-профессора ИАХ, а по её преобразовании в 1893 году избран действительным членом Академии. Непременный член академического Совета с 1899 по 1915 годы (с перерывами). Заведующий мозаичным отделением (1890—1912). После ухода из Академии И. Е. Репина возглавил разделённую на две самостоятельных мастерских (наряду с Д. Н. Кардовским) мастерскую исторической живописи в Высшем художественном училище при ИАХ (1908—1910).